Около года назад, занимаясь в Музее книги Российской государственной
библиотеки, автор этих строк наткнулся на небольшую книжку под
интригующим названием "Любопытное предсказание о падении Турецкаго
царства Аравийскаго Звездослова Муста Эддина. Отпечатано в типографии
С.Селивановского. Спб, 1828 г." Привлеченный столь необычным названием
и высокой ценой этой крошечной брошюрки (16 страничек текста), -
а
стоила она баснословно дорого для первой четверти XIX в., 65 копеек,
-
я стал ее изучать. Результаты, к которым я пришел, достаточно
интересны, чтобы поделиться ими с читателями.
Во-первых, это любопытнейший, хотя и забытый ныне, документ из истории
отечественной астрологии. Он свидетельствует о достаточно высоком
доверии к астрологии среди читающей русской публики.
В книге рассказывается о необычном предсказании, сделанном еще в
XVI
в. о падении Османской империи от русского оружия. И, в отличие
от
большинства подобных публикаций, в ней действуют подлинные
исторические лица - султаны Сулейман Кануни, Селим II и Мурад III,
визирь Мехмет-паша Соколлу. Так что подлинность исторического фона
не
вызывает сомнений.
Любопытно, что эта книга выходила достаточно часто - в 1789, 1828
(в
этом году дважды, в обоих столицах), 1854гг. Даты этих публикаций
мистическим образом совпадают с датами русско-турецких войн, - в
этом
легко убедиться, заглянув .в учебник истории. Рассмотрим собственно
историко-астрологический аспект проблемы.
Предсказание о падении Турции от русского оружия сделано в XVI
столетии. Необходимо вспомнить, что в те времена Турция была мощной
державой, обладавшей абсолютным оружием того времени - сильнейшей
армией и военно-морским флотом. Соперничать с ней могли только Испания
и Португалия. Слабые европейские государства наперебой пытались
заполучить Турцию в союзники. Так, король Франции Франциск I, весьма
колоритная фигура, буквально умолял Сулей-мана Кануни заключить
с ним
военно-экономический союз.
Русь в те времена не представляла для Османской империи почти никакой
опасности. Астраханское и Казанское ханства, покоренные Иваном
Грозным, были всего лишь вассалами султана, и их падение ничего
не
значило для огромной сверхдержавы. В самом деле, кроме азиатских
территорий, Турция прочно овладела к тому времени Балканами, Румынией,
Приднестровьем и Венгрией. Турецкая армия считалась практически
непобедимой. Единственным серьезным противником Османской империи
была
Персия, да и та постоянно терзалась внутренними конфликтами.
И вот неведомый астролог Муста Эддин говорит Мураду III: дни империи
сочтены, и погибнет она в ходе войн с Россией. Это походило скорее
на
не очень остроумную шутку. Однако это предсказание исполнилось.
Именно
длинная цепь русско-турецких войн, продолжавшихся до 1878 г.,
послужила основной причиной финансового краха Османской империи
в
последней четверти XIX в. и превращения ее в третьестепенное
государство, фактически полуколонию европейских держав.
Великий Нострадамус также предсказывал падение Турецкой империи,
-
кстати, его пророчества написаны в том же XVI веке:
Новый закон утвердится в новой земле
До Сирии, Иудеи и Палестины.
Великая варварская империя рухнет
Прежде, чем Феба (Луна) закончит свой век.
(97 катрен III центурии)
Согласно астрологическим воззрениям XVI в., век Луны распространялся
на
период с 1534 до 1887 гг. В середине XVI в. Османская империя была
в
зените своего могущества, а к концу XIX в. фактически развалилась,
и
Первая мировая война закрепила ее распад. Поэтому публикация,
предлагаемая читателю, представляет собой один из многочисленных
примеров сбывшихся астрологических предсказаний.
В заключение - о тексте. Путем сравнения указанных событий с
известными историческими датами, удалось восстановить довольно точное
время, когда произошла излагаемая история. Это вторая половина 1578
года. Так что предсказание Муста Эддина датировано. Однако даже
если
данная публикация - всего лишь "утка", то ее значение нисколько
от
этого не падает, ибо первая известная публикация в России была
осуществлена в 1789 году, причем издание это сохранилось, и каждый
может ознакомиться с ним в Музее книги, как и с более поздними
публикациями.
Издание 1789 года напечатано на старорусском языке, малодоступном
для
понимания неподготовленному читателю; поэтому мы предлагаем перевод
его, опубликованный в 1828 г., ничем не отличающийся от старорусского
текста. Необходимые примечания (в частности, сведения об исторических
личностях) приведены после публикации.
ПРЕДСКАЗАНИЕ О ПАДЕНИИ ТУРЕЦКОГО ЦАРСТВА
Всем известно, что турки, будучи во все время владения своего на
Востоке победителями, никакого народа столько не боятся и не уважают,
как русских. Солиман, султан турецкий, был государь мудрый,
справедливый, воздержный и милостивый до такой степени, что снабжал
не
токмо турецкие, но даже и христианские семейства милостынею; особливо
же упражнялся он много в явлениях и знамениях небесных, и, приобретя
в
сем глубокие сведения, узнал, что власть и царство Турецкое не
погибнет ни от какого другого народа, как от русского. А по сему,
написав завещание, вручил оное для хранения одному из знаменитейших
своих визирей по имени Могамед-Паша, в коем написано было следующее:
"Если я пойду войною на русских, то наверное знаю, что из той войны
назад не возвращуся; но уповаю на Бога и великого Пророка, что не
пойду на землю Русскую. Так же и сын мой Селим, долженствующий
вступить по мне на престол, а равно и наследники по нем, да знают,
что
Бог, небо и звезды Его возвещают, что никакой народ царству
Оттоманскому никогда вредить не может, кроме одного только народа
русского. По сей причине повелеваю и увещеваю, чтобы вы никогда на
русских войною не наступали и мечей своих обнажать на оных не дерзали.
Особенно старайтесь наблюдать, чтоб нога ваша не преткнулась о камень
соблазна, ибо то неоспоримая истина, что, пока вы будете соблюдать
в
отношении к сему народу нерушимый мир и веру, то и оный равномерно
станет воздавать вам тем же. Но ежели захотите наступить на него
неправдою и силою, то претерпите великое бедствие. И так заклинаю
моего сына и его визирей, а равно и всех наследников Оттоманской
Империи, да не вознесут против народа русского главы своей, если
хотят, чтобы царство их пребывало на долгое время нерушимо".
Таков смысл завещания Солимана, султана турецкого, которое и поныне
хранится в казнохранилище султанском в Серале, и которое султан Селим,
сын его, соблюдал во всю жизнь свою нерушимо. После сего сын Салимов,
Амурат, начал сомневаться о сем завещании, говоря, что дед его сделал
оное в угодность жены своей, которая была из русских, дочь некоторого
священника; и лишь только вступил на престол, то и вздумал идти войною
на сей непобедимый народ.
В то время Могамед-Паша, которому султан Солиман вручил для хранения
оное завещание как первейшему визирю, был еще жив; он приказал сие
письмо принести из казнохранилища и, прочитав оное султану,
представлял ему в рассуждение всю важность его содержания; но султан
отринул его совет, и ополчился на великую брань в "полуночной стране".
Между тем Господь Бог устроил иначе и возбудил на него войною
персидского шаха и некоторых князей от Аравии, против которых и должен
был он обратить все свое войско.
Напоследок, когда оный султан, будучи одержим частыми болезнями, не
мог сам лично присутствовать в войске, то прилепился к астрологии,
и
призвал к себе из Египта, Дамаска и других областей славнейших
звездословов, от которых хотел научиться сей науке. Услыша о сем,
некоторый аравийский астролог, по имени Муста Эддин, муж, имевший в
науке своей необыкновенные познания, прибыл с персидскими купцами в
Царьград и нанял себе дом в предместии оного Скутари, где и жил
некоторое время. Когда же донесено было об этом султану Амурату, то
он
приказал его позвать к себе и спрашивал: более ли прочих мудрецов
научен он астрологии? На сие отвечал он:
- Великий государь! Что я знаю, то все объясню тебе; пусть и они также
объяснят, что знают. Ты же, как государь премудрый, можешь сам
различить, что бело и что черно.
Потом спросил его султан:
- Можешь ли ты, Муста Эддин, сказать мне будущее или нет?
Он ответствовал:
- Когда дал Бог врачу дар узнавать по лицу человека смертного, то
кольми паче даровал он тем, которые от небесных знамений научаются
познавать будущее. Господь Бог да сохранит тебя, моего государя, и
дарует тебе из всякого дня тысячу дней на долгое житие; мне же
возможно по науке небесной сказать будущее, если б только имел
особливый на высоком месте, со звездочетными орудиями, сад.
Султан приказал выдать ему 10 тысяч золотых монет и приготовить все
для него потребное. Тогда он (Муста Эддин), усмотря за Галатою удобное
для себя место, принадлежавшее одному итальянцу, купил у него оное,
и
послал несколько сот своих человек для обнесения его каменною стеною
и
насаждения отличнейших деревьев, благовонных трав и цветов. Посреди
же
сего сада велел построить великолепный колодезь и воздвигнуть каменный
столп, вышиною на два древка долгих метательных копий, и на вершине
оного сделать из дерева увеселительный терем, который бы обращался
на
все стороны. Пребывая в оном днем и ночью, созерцал он явления
небесные сквозь медную трубу, имея при себе огромную сферу,
составленную из кругов в 12 саженей, на которых изображены были
различные арабские письменные знаки Зодиака. Сей столп был видим из
царских чертогов и из всех градских зданий. В один день султан, севши,
по обыкновению, со свитою своею на галеру, переплыл морем до Галаты,
и
там, сев на лошадь, приехал к вышесказанному саду, в котором нашел
астролога Муста Эддина, смотрящего на небо и пишущего некоторые черты.
Султан спросил его:
- Не видал ли ты какого-нибудь небесного знамения?
Он ответствовал:
- Нет никакого тебе зла, государь, я видел все доброе и благополучное.
Тогда султан сказал ему:
- Но что же ты видел? Открой мне, чтобы я мог знать учение твое.
Астролог ответствовал:
- Будь долголетен, государь! Ныне, и притом вскоре, великий и
первейший твой визирь погибнет от невольника лютою смертью.
Султан спросил его:
- Где же это случится: в Константинополе, или в Египте, или в другом
каком месте?
Он ответствовал:
- Тот погибнет лютою смертью, кто у бока твоего пребывает.
Лишь только султан погрузился а размышление о сем предсказании, как
вдруг докладывают ему, что Мустафа-Паша, первейший визирь его, убит.
Сильный гнев изобразился на лице султана, и он приказал в туже минуту
сыскать убийцу и представить перед ним. Когда же оный был приведен,
то
султан спросил его:
- По какой причине убил ты, окаянный, визиря?
Виновный ответствовал:
- За то, что он, убогую заслугу мою взяв, отдал другому; я никакими
убеждениями не мог его преклонить к справедливости, и, притворившись
безумным, стерег его долго; когда же усмотрел удобное время, то ножом,
сокрытым в свертке бумаг моих, заколол его, и таким образом отомстил
за мою обиду.
Султан же. выслушав сие, приказал злонамеренного сего убийцу влачить
на лошадях по городу, пока не умрет, а потом повесить на крюк. Между
тем чрезвычайно дивился науке сего астролога и сбывшемуся его
предсказанию.
В другое время случилось султану плыть морем из некоторого места,
находящегося при Азийском Понте. Он приказал пристать к тому берегу,
где находился сад астролога, и позвать его к себе. Астролог вышел,
но
с лицом смущенным. Тогда султан сказал:
- Мне известна уже истина твоей науки; итак, скажи мне теперь, не
видал ли ты чего опасного?
Он ответствовал:
- Здрав будь. государь! Все доброе - в твоей власти, и тебе не
приключится никакого зла.
Султан, заметя трепет астролога, возразил:
- Доброе или худое, однако, скажи мне.
Муста Эддин ответствовал:
- Если ты, государь, сотворишь перемирие между гневом твоим и душою
моею, тогда я, раб твой, скажу тебе все, что я посредством науки моей
достиг и видел.
Султан на сие сказал ему:
- Душою моею и отцом моим клянусь, что ты не потерпишь никакого вреда,
лишь только объяви мне без малейшего опасения.
Ободренный сим ответом, астролог отвечал:
- Множество людей твоих, и именно несметные твои войска погибнут от
твоих неприятелей.
Выслушав сие, султан удалился и не посещал астролога двадцать дней.
Между тем предсказание его исполнилось, ибо Османа-Пашу, находившегося
под столицею Персии с 80 000 войска турецкого, персы разбили, а
Осман-Паша с оставшимися при нем людьми, скрываясь от неприятелей,
истомился и умер под бременем скорби.
Пораженный сей вестью, султан погрузился в необычайную горесть. Душа
его смутилась от учения астролога, и он долго не посещал его; но в
один день, прибыв к нему, не застал дома и, спрашивая садовника: "Куда
он ушел?", - приказал сыскать его. На другой уже день стражи отыскали
и привели его пред лицо султана трепещущего и возмущенного страхом.
Султан, ободряя его ласкою своей, сказал:
- Не бойся, я обещал уже тебе под клятвою не делать никакого вреда,
только объяви мне, что ты видел?
Астролог с трепетом ответствовал ему, что не видал ничего зловредного.
Тогда султан прибавил:
- Углубись внимательнее в созерцание кругообращения небесного, дабы
я
мог узнать, долго ли царство Оттоманское будет существовать и какой
народ разорит и ниспровергнет оное?
Астролог с почтительным поклоном отвечал:
- Исполню волю твою, государь.
Султан удалился.
Между тем, горя нетерпением, на третий день прибыл опять в сад к
астрологу, и вопрошал его о будущем. Астролог отлагал решение до
будущего дня, опасаясь возбудить негодование в сердце султана, но,
оживотворясь его снисхождением, он изрек следующее:
- Будь здрав, государь! Господь Бог умножит дни твои в долголетнее и
благодатное тебе житие; ты поживешь в мире, доколе сам восхочешь, и
получишь победу над всеми твоими неприятелями, и никакой народ тебе
и
царству твоему страшен не будет, и никто победы над тобою не одержит,
доколе ты с народом, живущем в соседстве, соблюдешь и сохранишь
нерушимо мир и спокойствие.
Султан спросил:
- С каким же народом?
- С живущим от Полуночи к Востоку; сей народ храбр издревле, и от
него-то падет держава наследия твоего: слава его распространится во
все концы земные, и никто не противостанет ему, ибо так угодно
Всевышнему.
Выслушав сие, султан удалился от предсказателя, и, призвав к себе
пашей своих, весь Диван и всех ученых, объявил им все прошедшее и
будущее, что сей знаменитый аравийский астролог предсказал, и
спрашивал их, что думают и что они знают о владении и державе
турецкой, сколь долго оная пребудет непоколебимо? Тогда все
единогласно советовали султану погубить Муста Эддина, да с ним купно
погибнет и наука его, которую они называли бесовскою, ибо всякое
предречение его увенчивалось событием и приводило в страх и трепет
народ и войско султана. Убежденный сим единодушным приговором, султан
повелел позвать к себе начальника стражи и приказал ему, взяв с собою
несколько человек, идти к астрологу Муста Эддину и, связав его,
бросить в море. Посланные устремились немедленно в его сад. С
безмятежным и веселым видом встретил он их у ворот:
- Мир вам, господа мои, - воскликнул он, - Суд Божий никого же мимо
не
идет: рыбы морские готовят мне гроб. Народ же полуночный вскоре вами
обладать будет.
Посланные схватили его и низвергли в море между Галатою и Царьградом.
Таким образом умер сей славный астролог.
Мечтая уничтожить предсказание бестрепетного астролога, султан повелел
разрушить столп и истребить все орудия, которыми он руководствовался
в
наблюдениях тех явлений, которые поражали и поражают Порту Оттоманскую
недоумением и страхом.
1. Солиман (искаж.) - Сулейман I Кануни (Законник) в европейской
историографии носит имя Сулейман Великолепный или Великий (27.4.1495
-
6.9.1566), султан с 1520. Покорил Закавказье, Венгрию, Месопотамию,
Аравию, Алжир, Триполи. При его владычестве Османская Империя достигла
своего наивысшего могущества. Составил кодекс законов,
покровительствовал искусствам, наукам, астрологии. Писал стихи.
Под
влиянием русской фаворитки Роксоланы умертвил свыше 20 своих детей
от
других наложниц. Внезапно умер во время похода в Венгрию.
2. Могамед-Паша (искаж.) - Мехмед-паша Тавил (Длинный) Соколлу (1505/6
- 30.9.1579) - Великий визирь с 1565 г. Из омусульманеиных балканских
христиан (потурченцев). Умный и энергичный деятель, в 1566-1574
гг.
фактический правитель государства.
3. Селим - Селим II (1524-1574), сын Сулеймана I и Роксоланы, султан
с
1566. Безвольный и ленивый, перепоручил все дела Мехмеду-паше.
4. Амурат (искаж.) - Мурад III (1546-1595), султан с 1574. Во второй
половине жизни потерял интерес ко всему, кроме роскоши и астрологии.
Спился.
5. Имеется в виду персидско-турецкая война 1578 г.
6. Неточность. Армия Осман-паши была разбита не под столицей Ирана,
я
под Шемахой (центром Шервана. иранской провинции). Эта битва
(27.11.1578) действительно стала одной из крупнейших неудач Османской
империи в войнах против "великого восточного соседа".
7. "Полуночный народ" - т.е. живущий к северу (русские).