АЛЕКСЕЙ ПЕНЗЕНСКИЙ

НОСТРАДАМУС: КОНЕЦ СВЕТА ПЕРЕНОСИТСЯ НА НЕОПРЕДЕЛЕННЫЙ СРОК


Как неоднократно отмечалось исследователями, пророчества Мишеля Нострадамуса написаны языком, мало доступным для понимания с первого прочтения. Хронология событий будущего в них не соблюдена, а конкретные даты событий называются им крайне редко. Таким образом, остается большой простор для фантазии исследователя. Большинство книг, посвященных "Пророчествам", выходящие как на Западе, так и у нас, представляют собой толкования, - именно толкования, а не исследования. Естественно, такие труды не имеют сколько-нибудь значительной научной ценности, зато привлекают массового читателя.

Спекуляций и подтасовок в этих книгах множество, а доступ к источнику затруднен, так как для того, чтобы сделать приемлемый и адекватный перевод "Пророчеств", надо в совершенстве знать французский язык и его историю. Ведь Нострадамус писал свою книгу в 16 в., а с тех пор язык очень сильно изменился.

Кроме того, Нострадамус обильно вводил в тексты пророчеств непонятные сокращения, анаграммы, клички и имена, смысл которых был известен только ему одному. Не в последнюю очередь это было вызвано опасениями перед инквизицией, но прежде всего - желанием скрыть смысл пророчеств от непосвященных.

В полном виде "Пророчества" содержат чуть менее 1000 катренов /четверостиший/ и два обширных прозаических текста - "Предисловие к Пророчествам", написанное в виде письма к сыну Сезару Нострадамусу, и "Послание Генриху II". Эти письма представляют двойной интерес, так как в них Нострадамус описывает методы предсказаний, излагает свои взгляды на явление пророчества в целом, и поясняет структуру своей книги. Много в этих текстах и собственно предсказаний.

Обратимся к этим документам:

"Твое позднее рождение, сын мой, Сезар Нострадамус, побудило меня к долгой ночной работе, чтобы оставить тебе память о твоем отце, записав на бумаге то, что открыл мне Божественный дух через обращения небесных светил, на общее благо человечества... Уже давно я часто предсказывал наперед, что произойдет, указывая при этом, в каком месте это произойдет... Предсказанные события, как хорошие, так и плохие, происходили во всех уголках света... Однако, не желая причинить вреда не только нынешним временам, но и, в особенности, грядущим, я принял решение молчать и не записывать своих предсказаний. Ибо правительства, группировки и религии претерпят столь полное изменение, что воистину станут своей противоположностью. И если я сообщил бы, что случится в будущем, сильные мира сего, этих правительств, группировок, религий и вер сочли бы это будущее столь мало соответствующим тому, как они его себе представляют, что они прокляли бы то, что будущие поколения увидят и поймут... Потом я решил отказаться от этого пр авила, чтобы сообщить о приходе к власти простонародья и в темных и загадочных выражениях рассказать о переменах в судьбах человечества, хотя бы наиболее важных, не оскорбляя при этом их хрупких чувств...

...В часы ночной работы, на основании длительных расчетов, я составляю пророческие книги... Это пророчества на вечность, от нынешнего времени до 3797 года... Ныне по воле всемогущего Бога нами руководит Луна. Когда она завершит свой полный круг, придет Солнце, а затем Сатурн...

...Я хотел оставить книгу, где названы годы, города, селения и области, в которых произойдет большинство будущих событий...начиная с нынешних времен... и вплоть до событий, которые произойдут в начале седьмого тысячелетия, когда... враги Христа и Его церкви размножатся неимоверно".

Длительное изучение этих текстов и сравнение их с пророческими книгами других авторов позволило автору этих строк сделать следующие выводы.

1. Истоки вдохновения Нострадамуса следует искать в Библии, Талмуде и апокрифической иудейской "Книге Эноха". Именно здесь сформулирован постулат, что миру отведено для существования 6000 лет, сообразно с 6 днями Творения. По окончании этого срока после победы над силами Зла на Земле будет установлено тысячелетнее царство Божье; а еще через тысячу лет произойдет финальная битва сил Созидания и Разрушения, Бога и Дьявола. После этого начнется Суд на вечность /"Страшный суд"/, будут подведены итоги развития человечества, и Земля перейдет в иной, неведомый нам план существования. Иудейская и христианская традиции во многом здесь сходятся - достаточно сравнить "Книгу Даниила", "Откровение Иоанна Богослова", Талмуд и "Книгу Эноха". Из иудаизма Нострадамус заимствовал идею о 6000 лет жизни цивилизации, а из христианства - о приходе Антихриста. Начало этого 6000-летнего периода Нострадамус отсчитывает от 3761 г. до Р.Х. - даты сотворения мира в иудейской традиции. Таким образом, Второе пришествие намечено Нострадамусом на 2240 год, то есть мы с вами его не увидим.

2. Другим источником теорий Нострадамуса стали труды так называемых христианских астрологов Средневековья и Возрождения - кардинала д'Айи и Ришара Русса /последний вообще был современником Нострадамуса и печатал свои труды в Лионе, - там же, где публиковались "Пророчества Мишеля Нострадамуса"/. В их трудах есть очень много совпадений, повторяющихся и в книге Нострадамуса - предсказание Французской революции, резкие перемены в мире около 1700 г. и многое другое. Христианские астрологи разделяли течение времени на 353-ти летние периоды, каждый из которых подчиняется определенной планете. В 1534 г. начался цикл Луны, в 1887 г. его сменил цикл Солнца. Начало же цикла Сатурна, согласно воззрениям христианских астрологов, ознаменует собой Второе пришествие. Нетрудно подсчитать, что цикл Сатурна начинается в том же 2240 году.

Что же касается 3797 года, то абсурдность этой даты очевидна. Нострадамус ввел ее исключительно для запутывания праздных любопытных - "чтобы было труднее догадаться". Однако у Нострадамуса любая нелепица имеет скрытый смысл; если сложить 2240 и 1555 - дату написания "Предисловия" - то мы получим число, весьма близкое к указанному. Отклонение в два года вполне объяснимо - ведь любой длительный цикл начинается не внезапно, существует определенный переходный период. И потом, Нострадамус и сам не был точно уверен в своей датировке: в "Послании Генриху II" он говорит, что война последнего Антихриста будет длиться 25 лет, а в одном из катренов - 27 лет. Та же разница в 2 года.

Наконец, еще одно свидетельство в пользу этой гипотезы. Известно, что Нострадамус начал писать свои "Пророчества" в 1554 году, за год до публикации. И среди прочих катренов мы находим следующий:

 

Прошло 20 лет царствования Луны.

Седьмое тысячелетие, другой будет защищать ее монархию.

Когда Солнце закончит свои усталые дни,

Тогда исполнится и закончится мое пророчество.

 

По-моему, все предельно ясно.

Следует сказать, что слова Нострадамуса о 3797 г. как конечном пределе действия пророчеств и ранее подвергалась сомнению. Французский нострадамовед 19 в. Ле Пеллетье считал, что речь идет о 1897 г., его компатриот и современник Торне-Шавиньи назначал конец света на 1999 г., а Мишель Морен, канадский толкователь Нострадамуса, утверждает /из резонов, понятных только ему одному/, что "верхняя планка" пророчеств упирается в 2025 год. И в России сегодня многие недобросовестные авторы сообщают, что конец света наступит в 1999 году.

Это не только неверно, это просто смешно. Во-первых, подобные утверждения ни на чем не основаны. Во-вторых, вспомним об особенностях той эпохи, в которую жил и творил Нострадамус. Ведь с церковной точки зрения рассчитывать дату конца света - тяжкий грех. Далее, такие расчеты лишены всякого смысла, ибо "не ваше дело знать имена и сроки"; Господь прервет течение земного времени, не принимая во внимание расчеты самодеятельных астрологов. Единственное, что мог сделать Нострадамус, будучи верующим и образованным человеком, - это опереться на данные Библии.

Следует ли воспринимать буквально слова в Библии и Талмуде о 6000 лет - вопрос, находящийся в компетенции теологов, а не историков. Нострадамус, как мы видим, воспринял их именно так. Может, он был прав, а может, и нет. Однако, как представляется, одна из главных тайн Нострадамуса раскрыта - и это очень важно не только в историческом, но и в социопсихологическом плане. Конца света в 1999 году Нострадамус не предсказывал.

А что же он предсказывал на 1999 год? - спросит читатель. Действительно, пора наконец привести катрен, не сходящий сейчас со страниц западной печати:

 

Год 1999, седьмой месяц.

С неба придет великий король ужаса,

Чтобы воскресить великого короля Анголмуа

И до и после Марса править счастливо.

 

Анголмуа - родовое гнездо французской королевской династии Валуа. Может быть, предсказано восстановление монархии во Франции. Возможно также, что речь идет о некоем природном катаклизме, либо о войне /Марс - символ войны/. Во всяком случае, можно предположить, что Нострадамус видел 1999 год как год значительных перемен в мире, вероятно, трагичных. Но последние слова катрена определенно указывают на благополучный выход человечества из этих испытаний. Конкретнее же ничего сказать нельзя, ибо, несмотря даже на конкретное указание даты, Нострадамус и здесь остался верен своему туманному стилю. Видимо, он действительно не хотел повредить наших "хрупких чувств"...

А можно ли верить этому пророчеству? Стоит ли его воспринимать всерьез? Ведь напредсказывать на 700 лет вперед может каждый! - скажет скептик и будет совершенно прав. Чтобы решить, стоит ли доверять предсказаниям Нострадамуса о будущем, надо проанализировать всю его книгу и узнать - а сбывалось ли что-нибудь из его предсказаний в прошлом; ведь с момента публикации "Пророчеств" прошло более 400 насыщенных событиями лет.

Мы уже знаем, что предсказания охватывают период с 1555 по 2240 гг., то есть почти 700 лет. Катренов же около тысячи. В среднем на три года приходится два катрена. Значит, на сегодняшний день должно было сбыться 600-620 катренов, более 60% от всего объема стихотворных пророчеств. Что ж, будем искать...

Естественно, что наибольший интерес для нас представляют те пророчества Нострадамуса, в которых указана конкретная дата. Один такой катрен мы уже привели. Но 1999 год пока не наступил, и проверить по нему пророческий дар Нострадамуса мы не в состоянии. Но есть и другие четверостишия, в которых сообщаются даты событий; причем все эти даты уже вошли в историю. Итак, читаем Нострадамуса.

Столь увеличится число астрономов

Изгнанных, сосланных, их книги подвергнуты цензуре.

Год 1607 со святыми ассамблеями

Таков, что никто не спасется от священных {проклятых?}.

Тут нострадамоведы встают в тупик. Действительно, начало 17 века было ознаменовано жесточайшими гонениями на астрономию. Гелиоцентрическая система мира вызывала у католической церкви сильнейшее раздражение, и астрономы, разделявших взгляды Коперника на строение Вселенной, подвергались физическому уничтожению, а их книги - проклятию и цензурным запретам. Однако в 1607 году не было никаких "святых ассамблей", специально посвященных борьбе с астрономией. Здесь Нострадамус ошибся.

На втором крике петуха

Народ Туниса, Феса и Бугии...

Арабами захвачен король Марокко.

Год Литургии 1607.

 

Ясное и четкое предсказание - и столь же ясный и четкий провал. Арабы /так чаще всего Нострадамус называет народ Оттоманской империи, в которой преобладало арабское население/ так и не захватили Марокко, хотя и очень хотели и часто пытались это сделать. Ошибка.

Третий климат, тот, что под знаком Овна,

Год 1727, в октябре,

Король Персии взят египтянами.

Война, смерть, потеря, великое посрамление кресту.

Один из скептически настроенных комментаторов написал по поводу этого предсказания: "Как известно, ничего подобного в истории не произошло". Однако не будем лениться и заглянем в 6 том Исторической энциклопедии. А там написано, что после очередной персидско-турецкой войны в Хамадане 4 октября 1727 года был подписан довольно туманный и двусмысленный мирный договор. Согласно этому договору, персидский шах Ашраф признал турецкого султана халифом всех мусульман, а также признал отход к Оттоманской империи владений Ирана, завоеванных Турцией в ходе войны. Султан, со своей стороны, признал Ашрафа государем Ирана, но в вассальной зависимости от Турции.

Ашраф не был взят, захвачен арабско-турецкими войсками. Однако французское слово "pris", /"взят"/, употребленное здесь Нострадамусом, имеет еще одно значение - "соблазнен", "обманут". Это было действительно так; Ашрафу не стоило подписывать этот договор, так как реально у него была возможность вести войну до победного конца.

Война 1727 года вызвала значительное оживление в России, которая попыталась использовать дестабилизацию в регионе для своих захватов; войска придвинулись к границе якобы для защиты персидских интересов.

Россия в этой ситуации даже для той эпохи выглядела неприглядно, так что слова "посрамление кресту" (Россия ведь христианская держава) звучат здесь вполне уместно.

Поразительно, что Нострадамус здесь предугадал не только год, но и месяц события.

В году 1580 - плюс-минус -

Ждут очень странного века.

В году 1703 небо свидетель,

Что многие царства поменяют один к пяти.

В 1580 году Франция была ввергнута в седьмую по счету гражданскую войну, и ее будущее действительно выглядело туманным. В 1703 же году Людовик XIY сказал, что "нет больше Пиренеев" и развязал войну за испанское наследство с другими европейскими монархиями, которые пытались доказать ему, что Пиренеи все-таки есть. Последняя строка малопонятна, однако многие нострадамоведы считают, что речь идет о Филиппе Y, внуке Людовика XIY, занявшем испанский престол. Многие королевства признали его право на Пиренейский полуостров.

Много, много раньше - такие происки

Людей Востока благодаря лунной доблести.

В 1700 году многих угонят,

Почти покорив Аквилонский край.

 

Восточными людьми Нострадамус называет как русских, так и турок. В традиционной астрологии Восток как часть света управляется Луной, а Луна, в свою очередь, - символ эмоциональности, преданности родине, но в то же время неустойчивости и отсутствия дисциплины.

...8 августа 1700 года Россия и Турция подписали мирное соглашение на выгодных для нашей страны условиях /хотя Петр I и был вынужден на некоторое время отказаться от реализации своей большой черноморской программы/. А уже на следующий день Россия объявила войну Швеции, в ходе которой захватила у нее обширные северные территории. Аквилон - страна северного ветра - как название некоего государства упоминается Нострадамусом неоднократно, и большинство исследователей Нострадамуса сходятся во мнении, что под этим названием о чаще всего имел в виду именно нашу страну.

Итак, мы ознакомились с шестью датированными предсказаниями. Из них сбывшимися можно назвать четыре, одно сбылось лишь частично /гонения на астрономию/, и одно - о захвате Османской империей Марокко, - не сбылось совсем; точность - 75%. Счет - 4:1 в пользу Нострадамуса.

Таким образом, на примере нескольких пророчеств мы видим, что Нострадамусу верить можно. Он не был шарлатаном, дурачившим легковерную публику.

Туманность стиля вызвана тем, что Нострадамус, похоже, не вполне четко представлял себе, о чем писал. Создается ощущение, что картины будущего он именно видел; затем, при помощи астрологии, он дополнял результаты своих путешествий в иные времена. Не спрашивайте, как ему это удавалось, - на этот вопрос нет ответа. Зачем он написал и опубликовал свои "Пророчества"? Тоже неясно.

Но книга Нострадамуса - прекрасное подтверждение того, что мы еще очень мало знаем о возможностях человеческого разума. Возможно, истина в полном объеме никогда не будет достигнута. Но именно она является нашей конечной целью.


013699