А.ПЕНЗЕНСКИЙ
МУЗЫКА В 1999 ГОДУ
Музыкальное творчество, как, впрочем, и всякое другое, тесно связано с влиянием планет, изучением которых занимается астрология. Под замечательными строками А.К.Толстого: "Тщетно, художник, ты мнишь, что своих ты творений создатель" - подпишется каждый звездочет. Чутко уловить "музыку сфер" и в меру своего таланта донести ее до других - вот смысл любого творчества.
Какая музыка сфер будет звучать в 1999 году? Прежде всего надо сказать, что мы стоим на пороге настоящей музыкальной революции. Нептун, прочно обосновавшийся в знаке Водолея, обещает полный пересмотр художественных и эстетических ценностей, и прежде всего - в музыке. Следует ожидать дальнейшего увеличения роли технических инноваций в искусстве - так, например, развитие новых технологий для передачи музыки по глобальной сети Интернет. Например, появятся возможности для трансляции звуковой информации в реальном времени без потери качества даже по относительно медленным линиям. Это значит, что счастливые обладатели компьютеров, имеющие доступ в Интернет, смогут скрашивать свой досуг прослушиванием самых свежих западных хитов в CD-качестве. При этом никто не сможет им запретить сохранять звуковые файлы и распространять их на компактах. Таким образом, кустарь-одиночка с модемом поставит работников музыкальной индустрии перед проблемой пиратства - увы, без реальных перспектив ее решения. При этом больше пострадают те российские бизнесмены, которые выпускают диски западных исполнителей.
Но главным, конечно, будет творческий аспект влияния Нептуна на эволюцию музыкальной культуры. Рэйв, рэп и прочие танцевальные направления уйдут с большой сцены в свою собственную нишу, уступая место более мелодичной музыке; в России это будет сопровождаться резким ростом интереса к творчеству отечественных исполнителей, прежде всего рок-музыкантов. Не лучшие времена предстоят и традиционной "попсе" - чем меньше у людей денег, тем слабее у них желание купить что-то, без чего можно обойтись. Падение спроса на поп-музыку популярности вынудит ее кардинально пересмотреть свои позиции, повысить требования к качеству и мелодий, и текстов.
Какие песни будут интересны публике? Новаторские, нестандартные, с абстрактными, даже сюрреалистическими текстами. Значительный успех ожидает музыкантов, работающих на стыке различных направлений и стилей, принадлежащих к тому же культурам разных народов и традиций - по-видимому, именно им будут принадлежать основные музыкальные открытия 1999 года. Слабо соединить древнерусские песнопения с рок-н-роллом? Или, скажем, польку с джазом? Да еще так, чтобы это было понятно не только самому автору? Не хотите - не надо, дело хозяйское, но подобные винегреты будут самыми спрашиваемыми из музыкального меню 1999 года. Вновь подчеркну, что речь идет именно о массовой музыке, а не элитарной (то есть той, которую, кроме автора, слушают еще 3-4 человека).
В моду войдут также динамичные, почти маршевые ритмы, в передние ряды переместится военная тематика. Вообще любые песни, воспевающие смелость, благородство, решительность, честность, обречены на успех - больший или меньший, сообразно таланту авторов и исполнителей. Также следует ожидать если не расцвета, то по крайней мере роста интереса публики к року и авторской песне. Собственно, в первую очередь именно от них мы можем ожидать тех будоражащих душу новинок, о которых шла речь выше. Все, что потребуется при этом от музыки, - оставаться доступными и понятными тем слушателям, которые еще не прочли всего Шекспира.
В общем, следующий год принесет начало выхода отечественной - да и мировой - музыки из затяжного, более чем 10-летнего кризиса.
К сожалению, этого нельзя сказать о музыкальном бизнесе. Уточним сразу: чего-чего, а вот чудес в наступающем году ждать не приходится. Волшебного мгновенного выхода России из кризиса не предвидится, а в кризисе любой бизнес - в том числе и музыкальный - чувствует себя не лучшим образом. Вместе со снижением покупательной способности населения - тут перемен к лучшему, увы, не будет - неуклонно падает спрос на то, что нельзя съесть, выпить или из чего нельзя стрелять - в том числе и на музыкальную продукцию. Больших денег на музыке в 1999 году не заработаешь; впрочем, здесь есть и положительный момент - ведь из этого бизнеса окончательно уйдут люди случайные, незаинтересованные в, так сказать, качестве продукции, люди, которых интересует только сверхприбыль.
Ожидаются перемены и на телевидении. Менеджерам следует ожидать снижение себестоимости записи и рекламной раскрутки альбомов за счет ощутимого снижения цены за показ видеоклипов в эфире. Можно даже предположить, что в 1999 году произойдет ломка сложившихся схем на музыкальном ТВ и исторически сложившаяся традиция оплаты музыкантами эфира отойдет в мир иной. Телевидение станет "конкурентным" в том смысле, что станет местом состязания талантов артистов, а не бумажников продюсеров. Зритель будет смотреть то, что интересно ему, а не выгодно "зелёному" чиновнику. В конечном итоге выиграет и шоу-бизнес, ибо подлинный талант - вложение беспроигрышное, приносящее прибыль вне зависимости от конъюнктуры. Но и на головы талантливых музыкантов золотой дождь сам по себе не прольется; сидеть сложа руки, тихо радуясь своей одаренности и ждать выгодных контрактов, полагаясь лишь на старые связи, - прямой путь к голодной смерти.
Иными словами, 1999 год благоприятен для талантливых музыкантов, творческих людей и их решительных, напористых менеджеров (ведь уж кто-то, а менеджеры знают, что любой талант нуждается не только в прянике, но и в кнуте). А вот торговцев от искусства, привыкших извлекать из звуковых волн вполне конкретную прибыль, ждет нелегкий год.