А.Пензенский

ПРОРОЧЕСТВА НОСТРАДАМУСА В ЗЕРКАЛЕ СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

XX ВЕКА

 

С окончанием Второй мировой войны была перевёрнута ещё одна страница

истории современной цивилизации. Решениями международных конференций

был, казалось закреплен окончательный раскол Европы на два лагеря. В

то же время перед мировым сообществом открылась неведомая прежде

перспектива мирного сосуществования двух систем, улаживающих

возникающие противоречия с помощью мощной международной организации, -

ООН, прототипа всемирного парламента.

 

Европа лежала в развалинах. Но даже в Германии, несмотря на общую

подавленность, всё большую популярность получала идея общественного

компромисса и единства всех прогрессивных и демократических сил в

борьбе против реакции. Нацизм был уничтожен именно благодаря

коллективным усилиям государств с различными социальными системами и

политическими интересами.

 

Однако очень быстро союзническая коалиция распалась. Интересы двух

лагерей оказались абсолютно несовместимыми. Коммунистическая система

вовсе не была намерена отказываться от своего основного принципа -

расширения сферы своего влияния любыми - в том числе и силовыми -

методами. Начало "холодной войны" нанесло смертельный удар по иллюзиям

о грядущем Золотом веке.

 

Более того, над миром нависла угроза новой войны, на этот раз самой

страшной и разрушительной за всю историю человечества. Изобретение

ядерного оружия и его постоянное совершенствование, с одной стороны,

прекратило разговор о "повторяющеюся истории", с другой - перевело

гонку вооружений на принципиально новый уровень. "Холодная война"

породила свою идеологию, свои экономические феномены и даже свою

культуру, причём по обе стороны "железного занавеса".

 

Лучшие научные и экономические ресурсы во всех развитых странах мира

были брошены на борьбу с противником. Моральный и материальный ущерб

от "холодной войны" до сих пор не подсчитан - можно только

догадываться, сколько возможностей упустило человечество из-за

несговорчивости своих руководителей.

 

С другой стороны - и это, безусловно, главный парадокс XX в., -

появление сверхоружия сделало войну бессмысленной. "Ядерное возмездие

неотвратимо" - лозунг, с успехом используемый обеими сторонами в

"холодной войне", продолжавшейся около 40 лет. Возможность мгновенной

гибели планеты в случае начала ядерного конфликта завела политику и

военное искусство в окончательный тупик.

 

Конечно, патовая ситуация в политике всячески затушёвывалась власть

предержащими. В конце концов в выигрыше оказались лишь представители

военных ведомств, отрабатывавшие свои миллиардные поступления

наращиванием гонки вооружений и разработкой абсурдных планов

"локального ядерного конфликта". Даже политики оказались заложниками

собственных ядерных запасов.

 

Безусловно, описанная картины не была свойственна всем государствам

именно в таком виде. Наиболее отчётливо она проявлялась в странах с

режимами тоталитарного толка - СССР и КНР. Однако в любом случае

"атомный психоз"делал своё дело. Непрочность мира, постоянное

балансирование на грани глобальной катастрофы заставляли наиболее

пессимистическую часть общества думать о бессмысленности существования

и близости конца света.

 

Творческая часть человечества объединялась (конечно, на чисто духовном

уровне), чтобы дать смертельный бой самой идее войны, которая на фоне

технических и гуманитарных успехов цивилизации выглядела преступным

атавизмом. На этой почве, в частности, возникла научная фантастика,

чья роль в приближении разрядки, к сожалению, до сих пор не оценена по

достоинству. Писатели-фантасты создавали образ человека духовного и

созидающего, отвергающего насилие и проповедующего идею всемирного

сотрудничества. Фантасты вскрывали проблемы современного им мира,

используя образы будущего как художественное средство; фантастика

второй половины XX в. отвечала не на вопрос "Что будет завтра?", а на

дилемму "Что будет завтра, если сегодня..." По-видимому,

научно-фантастическая литература сыграла для интеллигентной, но

неверующей части человеческого общества роль духовной литературы.

 

Другая часть общества уходила в религию, причём на европейскую почву

были успешно пересажены разнообразные восточные и забытые культы -

буддизм, шиваизм, индуизм и др.

 

Большую роль в установлении "всемирного контакта", первую очередь

среди молодёжи всех стран, сыграла популярная музыка с её культом

любви и свободы. Ей суждено было сыграть роль своеобразного

"международного языка", ибо она была понятна молодёжи по обе стороны

"железного занавеса".

 

Наконец, определённая часть человечества соблазнилась всевозможными

загадками и тайнами природы. НЛО, геопатогенные зоны, полтергейст,

тетелепатия - вот далеко не полный перечень феноменов, привлекших

тысячи энтузиастов по всему свету.

 

В этом ряду обычно упоминают и астрологию, феномен пророчества как

такового и, в частности, предсказания Мишеля Нострадамуса.

 

Триумфальное шествие астрологии по свету, начавшись на заре XX в.,

продолжается и поныне. В какой-то мере расцвет астрологии связан с

потребностью общественного сознания получить надёжную информацию о

будущем как гарант рациональности дальнейшего существования. Однако

это только верхняя, видимая причина астрологического ренессанса. С.А.

Вронский, один из крупнейших специалистов по истории астрологии,

считает, что за астрологией стоит "не только возможность узнать судьбу

человека, но и изменить его природу... составить такую программу

комплексного изучения всех факторов жизни людей, которая может служить

им чисто в практических целях. В том, что наша наука - один из

элементов культуры человечества, и состоит её общественная роль.

Отбросив предубеждённость, вы увидите в ней одну из форм общественного

сознания, основанного на исторически накопленных и систематизированных

знаний о влиянии планет и звёзд на подлунную сферу Земли и её

обитателей". Очевидно, что энтузиастами астрологии движет не столько

желание угадать будущее, сколько выявить глубинные законы развития

общества, свести фактор случайности к нулю и найти объяснение таким

явлениям, перед которыми бессильна наука и неубедительна религия.

 

Таким образом, в XX в. происходит превращение астрологии из

гадательного искусства в творческую науку, имеющую свои школы и

направления.

 

Именно в этом контексте необходимо рассматривать судьбу пророчеств

Нострадамуса во второй половине XX в. Следует отметить основные

отличия послевоенных работ о Нострадамусе. Прежде всего, современные

исследователи, обладая соответствующими техническими возможностями,

пытаются искать ключ к пророчествам не только путем условной

группировки катренов в достаточно произвольном порядке, но и с помощью

поиска всевозможных нумерологических кодов. Во-вторых, - и это

обусловлено общей картиной второй половины XX в., - если ранние

комментаторы интересовались в основном, что произойдёт, то современных

исследователей волнует в первую очередь, когда произойдёт. В-третьих,

всё больше места в их трудах отводится грядущим катастрофам и войнам -

как локальным, так и глобальный. В качестве аргументов нострадамоведы

привлекали ряд катренов, объединённых общей идеей - идеей некоей

глобальной катастрофы:

 

Из-за солнечного жара над морем

В Негрепонте рыбы сварятся наполовину.

Жители приедут, чтобы съесть их,

Когда Роду и Генуе от них потребуется пирог. (3, II)

 

Великий голод, приближение которого я чувствую,

Будет часто отходить, затем станет всемирным,

Таким сильным, долгим, что будут вырывать

Деревья с корнем и отнимать младенцев от груди. (67,I)

 

Выброшенный из центра земли огонь

Сотрясёт округу нового города.

Две великие державы будут долго вести войну,

Затем Аретуза окрасит новую реку в красный цвет. (87,I)

 

После великой человеческой нищеты приближается ещё большая.

Обновляется великий мотор Веков.

Дождь, молоко, кровь, голод, железо и чума.

В небесах виден огонь, бегут длинные молнии. (46,II)

 

На восходе Солнца увидят большой огонь,

Шум и свет устремлены к Аквилону.

Внутри круга - смерть и слышны крики.

Их ожидает смерть от меча, огня и голода. (91,II)

 

Небо вспыхнет на сорок пятом градусе.

Огонь приблизится к большому новому городу.

Великое пламя мгновенно вспыхнет и распространится,

Когда захотят, чтобы Норманны предоставили доказательства. (97, YI)

 

Глава Лондона через господство Америки

Заморозит Шотландский остров.

Король, Мятежник обретут столь лживого Антихриста,

Что он всех их вовлечёт в схватку. (66,X)

 

Будет выпущен живой огонь, скрытая смерть

Внутри зловещих страшных шаров.

Ночью флот обратит город в пыль,

Город горит, его врагу повезло. (8, У)

 

1999 год, седьмой месяц.

С неба придёт великий Король Ужаса,

Воскресить великого Короля Анголмуа.

До и после Марса править счастьем. (72,X)

 

Список этих впечатляющих и в самом деле мрачноватых пророчеств можно

продолжать. У Нострадамуса много описаний боев в небе, страшных

катастроф и войн между великими державами. Сгруппировав эти и другие

катрены, нострадамоведы пришли к неутешительному выводу - в XX в.

произойдёт военный конфликт, в который будут втянуты все крупные

державы, т.е. речь шла о Третьей мировой войне.

 

Эффект превзошёл все ожидания. По самым скромным подсчётам, с начала

1950-х гг. по наше время в мире появилось несколько сотен новых работ,

связанных с пророчествами Нострадамуса. При этом надо учитывать, что

это были не маленькие книжки, печатаемые в мизерных количествах, а

объёмистые труды, выходившие многотысячными тиражами. Книги о

Нострадамуса издаются в Африке, Латинской Америке и в Австралии;

кажется, почти нет в мире уголка, где не слышали бы что-нибудь о

французском прорицателе.

 

Во времена осложнения международной обстановки 1956-1964 гг.

наблюдался значительный рост эсхатологических ожиданий.

Нострадамоведение, являясь зеркалом общественного сознания, не могло

не откликнуться на эти настроения. Ярким примером "пессимистического

нострадамоведения" является сочинение доктора Люстрио "Нострадамус и

его творчество в свете событий мировой истории", вышедшее в 1962 г. и

с тех пор несколько раз переиздававшееся. Год Карибского кризиса,

продолжения самоизоляцин КНР, напряжённости на Ближнем Востоке,

конечно же, наложил отпечаток на видение будущего доктором Люстрио.

Автор стройно и последовательно излагает ближайшее будущее мира,

просчитанное им по предсказаниям Нострадамуса:

 

1. Борьба молодого государства Израиль за своё существование,..

арабская империя (ОАР - А.П.)... став постоянным очагом напряжённости

на Ближнем Востоке, нанесёт в ходе своей экспансии тяжёлый удар,...

захватив огромные территории на юге Европейского континента. Это

возможно вследствие создания коалиции с "Великим Азиатом" - Китаем,

добивающимся мирового господства.

 

2. Атлантическая братоубийственная война Франции, Англии и США

кончается тяжёлым поражением и унижением для Франции. Это срывает

планы создания в этом столетии Объединённой Европы.

 

3. Объявив войну Китаю, США заставляют Китай отказаться от притязаний

на регионы Тихого Океана. Соответственно усиливается давление китайцев

на Запад. В конце этого столетия "жёлтые орды" достигнут Урала и

создадут реальную угрозу Советскому Союзу (можно подумать, что только

оккупировав Урал, можно создать угрозу СССР - А.П.).

 

4. Германия, снова объединившись, становится монархией. В будущем

столетии в Германии возникнет "Священная империя"".

 

Как видно, места для "советской угрозы" в этой схеме не остаётся. СССР

у Люстрио выступает в роли жертвы, а не агрессора. По-видимому,

Люстрио симпатизировал нашей стране, и это не могло не отразиться на

толковании, вышедшем из-под его пера. Удивляет на первый взгляд идея

братоубийственной войны в Атлантике, но это только на первый взгляд.

Ухудшение отношений Франции и её союзников по НАТО не ушло от внимания

Люстрио: "Вследствие выхода Франции из Атлантического блока и

долговременного ухудшения отношений с США начинается новый виток её

развития". Этот виток приводит в конце концов к войне Франции с

Британией, Италией и США. Германия (ФРГ), конечно, сохраняет

благоразумный нейтралитет. Атлантическая война разворачивается на фоне

арабской агрессии - войска ОАР захватывают Испанию, часть Франции и

топят французский средиземноморский флот. Франция терпит тяжёлое

поражение в этих сражениях и разделяется на несколько оккупационных

войн.

 

Достойны внимания высказывания Люстрио о причинах привлекательности

пророчеств Нострадамуса для современного читателя: "Знамением нашего

времени, во многом напоминающим начало ХУ1 столетия, является мировой

страх". Эту же мысль позднее и в другой стране подхватил и развил

Э.Берзин: "Особая популярность этого пророка в XX в. объясняется тем,

что этот век по многим параметрам повторяет век шестнадцатый. И там, и

здесь происходит великий перелом, переход от одной формы общества к

другой. Старые ценности исчезают, новые ещё не сформировались. Всё это

вызывает у современников жуткое ощущение безвременья, близости конца

света".

 

Конечно, история не повторяется. В ХУI в. человечество не знало

атомной бомбы; сейчас она есть. И Люстрио ничтоже сумняшеся пускает её

в ход. "Китай, враждующий с Россией и США, согласно 1, 87 (см. выше -

А.П.), использует атомную бомбу в войне против США". Тогда же

происходит китайское вторжение в Сибирь.

 

Чуть позже объединяется Германия: "...Нострадамус предвидел

объединение двух Германий уже в последние десятилетия XX века". Здесь

Люстрио попал, что называется, в точку. Это тем более удивительно,

что, если агрессивная политика КНР и ОАР позволяла в те годы

предположить, что рано или поздно эти государства станут виновниками

крупных войн, то на объединение Германии ничто тогда не указывало.

Люстрио является представителем так называемой европейской школы

нострадамоведения, вобравшей в себя основные черты трёх направлений

исследований Нострадамуса и его пророчеств в межвоенный период (об

этом ниже). Одним из главных столпов европейской школы является

утверждение о якобы грядущем освободителем Европы, владыке мира

Генрихе Счастливом. Дело в том, что, как уже упоминалось, последние

три центурии Нострадамус сопроводил посланием к королю Генриху II,

однако само посвящение было написано не по обычаям того времени и в

дословном переводе выглядит так: "Генриху, королю Франции Второму".

Слово же "Second" ("второй") в таком контексте можно при сильном

желании перевести и как "последующий" или "счастливый" ("Secundus" -

лат.). Это действительно очень интересный факт, ибо Нострадамус был,

конечно, человеком грамотным и объяснить такой порядок слов простым

незнанием этикета невозможно. Кроме того, в начале послания

Нострадамус сообщает, что пишет его 14 марта 1557 г., однако в подписи

указана совсем другая дата - 27 июня 1558 г., т.е. разница составляет

более года. Наконец, насколько известно, Нострадамус так и не отправил

это послание королю. Оно было издано только в 1568 г. после смерти

предсказателя. Генрих II же погиб ещё в 1559 г., и непонятно, почему

Нострадамус хранил в своих бумагах (а, по некоторым сведениям,

незадолго до смерти начал готовить к публикации) это письмо, а не сжёг

его, как он поступил почти со всеми своими бумагами.

 

Эта загадка заставила ещё в конце ХУ1 в. европейских нострадамоведов

предположить, что на самом деле Нострадамус в своём послании обращался

к Генриху Счастливому, будущее королю (или президенту, или

главнокомандующему) объединённой Европы. Эта гипотеза предполагает,

как правило, реставрацию монархии во Франции, ибо Генрих, конечно,

должен быть французом по происхождению.

 

Люстрио принадлежит к активным сторонниках этой гипотезы. С немецкой

педантичностью перебрав сотни катренов, он даже вывел дату его

рождения - 21 января 1981 г., в городе Ле Ман.

 

Генрих Счастливый взойдёт на престол в августе 1999 г. в 18-летнем

возрасте, став первым французским монархом в XX в. Несмотря на столь

молодые годы, он проявит незаурядный военный талант. Сначала он

разгромит арабов, затем - англо-американо-итальянские войска и

китайские полчища. Позднее в Риме он будет избран королём Европы:

 

Во главе мира станет великий Генрих.

"Всё дальше", затем любим, его опасаются и боятся.

Хвала ему и слава его поднимутся выше небес.

Он же удовлетворится титулом победителя.

 

Это 50 катрен YI центурии.

 

Много общего с воззрениями Люстрио мы находим в концепциях другого

европейского нострадамоведа - доктора де Фонбрюна (Франция). Кстати,

нам так и не удалось выяснить, докторами каких наук являются оба эти

исследователя.

 

Доктор де Фонбрюн выпустил около десятка трудов о Нострадамусе, первый

из которых вышел ещё до Второй мировой войны. Как говорилось в

предыдущей главе, во время оккупации Франции книги де Фонбрюна были

запрещены.

 

В одной из своих последних работ, "То, что Нострадамус сказал на самом

деле", де Фонбрюн почти слово в слово повторил выводы Люстрио об

арабо-китайской угрозе для Европы. Правда, в его трактовках нет места

братоубийственной атлантической войне, возникающей по вине Франции, да

и Германия (кстати, тоже объединённая) не вызывает у Фонбрюна особых

симпатий.

 

Сын доктора Фонбрюна, Жан-Шарль де Фонбрюн, также ставший

нострадамоведом, видит будущее в несколько ином свете. Его книга

"Нострадамус: обратный отсчёт к Апокалипсису" появилась в 1982 г., а

уже через год была переведена на английский язык. В силу специфики

времени и международной ситуации (советская оккупация Афганистана) он

решил несколько сместить источник опасности свободному миру.

Агрессором у него выступает СССР, вступивший в альянс с арабскими

агрессорами и подвергающий Европу тяжелейшим испытаниям.

 

И Фонбрюн-старший, и Фонбрюн-младший являются сторонниками гипотезы о

Генрихе Счастливом, освободителе Европы от всевозможных напастей.

 

Совершенно неожиданно подобную же концепцию мы встречаем у Мишеля

Морена, французского исследователя канадского происхождения, в его

книге "Нострадамус: толкование пророчеств".

 

Картина будущего, изображенная Мореном, сводится к одной фразе: все

будут воевать со всеми. "Многие, вероятно, думают, что третья мировая

война ещё не наступила. В действительности она началась 2 августа 1990

г., когда Ирак завоевал Кувейт". Сделав это потрясающее открытие.

Морен разворачивает перед ошеломленным читателем картину ближайшего

будущего. Слова самого Нострадамуса о том, что пророчества

простираются до 3797 г., он отметает как не заслуживающие доверия. По

утверждению Морена, верхняя граница пророчеств упирается в 2033 г.

События будут разворачиваться следующим образом:

 

" - пожар войны в Персидском заливе охватит весь многомиллионный

мусульманский мир;

 

- эмираты и королевства (так! - А.П.) взлетят на воздух от дворцовых

переворотов, которыми руководят "мусульманские братья";

 

- в Советском Союзе разгорится гражданская война и армия присвоит себе

градданскую и военную власть... Ей придется вести войну на два фронта:

Ближний Восток и Европа. Пока силы союзников сгруппируются в

Персидском заливе, у Советской армии будет возможность захватить

Францию и Европу...

 

- в самый разгар приближающихся ужасных бедствий, во время природных

катаклизмов наступит момент, когда Франция и Израиль, наводнённые

арабами, объединившимися с русскими, окажутся на грани поражения.

Именно тогда появится тот, кого Нострадамус ждал и видел: Великий

Монарх".

 

В первой четверти XXI в. Монарх приходит к власти и беспощадно громит

СССР и его союзников.

 

Генрих Счастливый (Морен также употребляет это имя) родится... в

Квебеке. Это не так уж удивительно, если учесть, что и сам Морен -

франкоканадец. Пользуясь случаем, он выступает активным поборником

независимости своей родной провинции: "В чём же будущее Квебека? В

независимости... Квебек добьётся суверенитета, к которому он

стремится, через несколько лет, когда признает своего суверена

(Генриха - А.П.). Квебек станет Ноевым Ковчегом конца XX столетия, где

соберутся люди доброй воли, готовые перестраивать мир... Квебек

отделится от Канады, как голова от мёртвого тела. Я чувствую, что

народ Квебека, миссия которого пророчески определена пять веков тому

назад Мишелем де Нотрдамом, будет участвовать в восстановлении

французского королевства". Каким образом король Квебека может стать

правителем Франции, а затем и Европы, правда, остаётся непрояснённым.

Но для Морена это не имеет никакого значения.

 

Европейская школа нострадамоведения, к которой принадлежат

вышеперечисленные авторы, претендует на научность во всех смыслах

этого слова. Издания снабжаются обширным НСА - хронологическими

таблицам, указателями и др. Однако качество НСА этих трудов, как

правило, ниже всякой критики. Он изобилует ошибками и искажениями,

схемы и таблицы безграмотны.

 

Так, Люстрио, прибавляя к 1555 г. 177 лет, упорно получает 1632 г.

вопреки всем правилам арифметики. Фонбрюн со всей серьёзностью

ссылается на статьи бульварных парижских газет о "скором конце света".

Морен же игнорирует все правила современного военного искусства,

удивляясь, почему это в наше время сначала бомбят города, а только

потом бросают на приступ живую силу. По его глубокому убеждению,

следует поступать наоборот.

 

Наконец, всем этим авторам свойственно вольное - если не сказать

варварское - отношение к источнику. У Люстрио, например, "100 000

рубинов", которые упоминаются Нострадамусом, мистическим образом

превращаются в "100 000 рублей", что и приводится автором в

подтверждение пророческого дара Нострадамуса - ведь рубль был введён в

официальное обращение в России только в конце ХУП в.

 

Вот типичный подход к трактованию пророчеств, присущий представителям

европейского нострадамоведения. Предсказывая ядерную атаку на СССР, он

обращается к 35 катрену YI центурии:

 

Возле Риона, поблизости от белой шерсти,

Овен, Телец, Рак, Лев, Дева,

Марс, Юпитер, Солнце сожжёт большую равнину,

Леса и города. Письмена спрятаны в свече.

 

"В краю Septentrion... вблизи снегов Севера, когда Солнце, Марс и

Юпитер будут поочерёдно проходить в знаках Овна, Тельца, Рака, Льва и

Девы, на равнинах России Солнце сожжёт леса и города СССР... Близ

Риона означает близ Serpent-Trion. Trion соответствует латинскому

triones, т.е. двум Медведицам в созвездиях, что напоминает OURS (URSS)

(ours - "медведица") и Север. К тому же Нострадамус говорит, что

буквы, обозначающие место, спрятаны в восковой свече (cierge). Cierge

по-латыни - это cereus, что можно принять за ces russes ("эти

русские").

 

Абсурдность подобного подхода говорит сама за себя.

 

Современное европейское нострадамоведение парадоксальным образом

сочетает в себе три довоенных направления исследований "Пророчеств".

Из оккультно-мистического направления оно заимствовало интерес к

астрологии, отбросив или отодвинув на дальний план гипотезы о

ясновидении салонского прорицателя. Философский аспект проблемы также

был "похоронен". Из пропагандистского направления "европейцы" переняли

манеру навязывать свои личные политические пристрастия под видом

трактовок пророчеств.

 

Основу же современного европейского нострадамоведения представляет

собой рационалистическое направление, главной отличительной чертой

которого является механическая перестановка катренов в блоки,

объединённые, по мнению того или иного толкователя, общим смыслом.

Нечего и говорить, что вариантов таких трактовок может быть

бесчисленное количество.

 

Наконец, европейской школе нострадамоведения свойственен самый чёрный

пессимизм и видение будущего как цепь войн, насилия и стихийных

бедствий.

 

Причины такой направленности европейского нострадамоведения, очевидно,

надо искать в общественном сознании Европы. В 1960-80-е гг. западная

цивилизация ожидала некоей "встряски". И нострадамоведы на все лады

поддерживали это ожидание, называя даты, страны, даже конкретные

имена. Очевидно, они выполняли невысказанный социальный заказ.

 

Заслуживает внимание фанатичная вера большинства нострадамоведов

Европы в скорое пришествие Генриха Счастливого (Квебекского,

Ле-Манского и др.) Как уже говорилось в предыдущей главе, реставрацию

монархии предсказывал и Ш.Николло на 1321 г., и П.Рошетайе на 1944 г.,

и Л.Мак-Кенн на 1953 г. Однако монархизм Люстрио, Фонбрюнов и Морена

имеет несколько иные корни.

 

В общественном сознании Европы, кроме ожидания новой мировой войны,

таилась надежда на то, что грядущий ядерных кошмар не приведёт к

гибели цивилизации. И нострадамоведы почувствовали это, и сделали на

эту надежду ставку в своих работах. Они не проиграли. Всякому было

приятно узнать, что война всё-таки будет, но завершится удачно для

Европы и всего мира. Это одновременно щекотало нервы и успокаивало.

Миф о Третьей мировой войне был слишком страшен, чтобы не вызвать

потребности "приделать" к нему благополучный конец - совсем как в

детских сказках. Это и сделали нострадамоведы.

 

В самом деле, предсказав Третью мировую войну, они сами загнали себя в

угол - ибо сам Нострадамус указывал, что его пророчества простираются

до 3797 г. В то же время любая мировая война в наше время неизбежно

влечёт за собой применение ядерного оружия, что, в свою очередь,

ставит дальнейшее существование человечества под очень большой вопрос.

В отчаянной попытке сохранить логику и оптимизм европейская школа

нострадамоведения создала легенду о грядущем Спасителе Европы, который

будет таким гениальным, что сможет и мировую войну выиграть, и планету

в целости сохранить. Да, ядерное оружие будет применяться, но

ограниченно (сильно смахивает на стратегию локального ядерного

конфликта). В общем, всё закончится благополучно. Правда, через

несколько веков на Землю придёт Третий Антихрист, но это другая

история...

 

Как представляется, шутовская игра в "научность" (НСА и т.п.) призваны

убедить вдумчивого читателя в истинности утверждений европейских

нострадамоведов. Менее притязательным читателям, очевидно,

предназначены нечленораздельные восклицания типа: "Мужайтесь! Смелость

не знает преград! ... Запад всегда побеждает" (Морен).

 

Вообще, на чём держится авторитет современного европейского

нострадамоведения, совершенно непонятно.

 

В последние годы, после распада СССР, крушения коммунизма, ослабления

Ирана и Ирака, европейская школа нострадамоведения переживает

закономерный кризис. Примечательно, что французский исследователь

творчества Нострадамуса Влайку Ионеску, являясь активным сторонником

гипотезы Генрихе Счастливом, не решился прогнозировать будущее в своей

статье о Нострадамусе, помещенной в книге издании "Страсть к

астрологии". Он ограничивается исключительно "ретроспективными"

пророчествами Нострадамуса, относящимися, по его мнению, к Первой

мировой войне, открытию Урана, Нептуна и Плутона. Ионеску считает

Нострадамуса в первую очередь астрологом, гениально рассчитавшим

положение планет на сотни и сотни лет вперёд. Немного эклектичная, но

интересная статья В.Ионеску заканчивается следующими словами: "... в

истории нашей культуры, в пунктире эпох, архетипически управляемом

законом циклов, феномен Нострадамуса останется не только как вершина

общей астрологии, но более астрологии трансцендентной, а в первую

очередь - как одно из наиболее блестящих проявлений человеческого

гениях". Ионеску придерживается циклической астрологии, которую,

однако, не следует смешивать с циклами О.Шпенглера. Астрологическую

циклы четко разделяются по иерархиям, а также по силе воздействия их

на человеческое общество. Их влияние - сводится к приданию новых

импульсов той части человечества, которая готова к их восприятию; эти

люди, в свою очередь, способствуют дальнейшему развитию цивилизации.

Циклической астрологии, в частности, посвящена большая работа А.Барбо

"Звёзды и история". Прилагая закон планетных циклов к современному

обществу, Барбо предсказал окончание холодной войны и появление новой

общественно-политической системы к концу XX в.

 

Ионеску, конечно, знаком с работами А.Барбо. Очевидно, он считает, что

Нострадамус также использовал планетные цидлы для предсказаний.

 

Второй наиболее значительной школой нострадамоведения является

американская. Начало ей положил Э.Леони, учёный-историк, в своей

фундаментальной работе "Нострадамус: жизнь и литература", неоднократно

нами упоминавшейся.

 

Леони первым всерьёз задался вопросом: что же всё-таки хотел сказать

Нострадамус? Для поисков ответа он привлек обширнейший исторический,

языковедческий и библиографический материал. Леони не ставил себе

задачу моделирования будущего и не перекраивал катрены на свой лад. Не

жалует они европейских нострадамоведов. Так, рассказывая о гипотезе о

Генрихе Счастливом, Леони отмечает: "Этот вздор настолько глуп, что не

заслуживает дальнейших дискуссий".

 

В работе Эдгара Леони отразились потребности научно мыслящей публики в

серьёзном, "отрезвляющем", но в то же время интересном издании.

Действительно, книга написана живым и остроумным языком.

 

Леони первым, образно выражаясь, пошёл в архив и собрал все сведения о

Нострадамусе. Он призвал вернуться к источнику, предостерегая от

слишком вольного обращения с катренами.

 

Леони склоняется к мнению, что Нострадамус, хотя и с некоторыми

ошибками, но в целом предвидел будущее Европы до XX в. достаточно

правильно.

 

Несмотря на отсутствие сенсационных материалов у Э.Леони, его книга

стала очень популярной. Хотя на сегодняшний день она несколько

устарела, в этом нет вины автора.

 

Концепция Э.Леони не осталась незамеченней. Источниковедческий подход

в полной мере проявился в монографии Ле Вера "Пророчества и загадки

Нострадамуса". Большое место автор уделил месту Нострадамуса во

французской поэзии и анализу его литературного стиля. В то же время Ле

Вер поднимает вопрос о так называемых "опечатках Нострадамуса". Он

обратил внимание, что Нострадамус не приложил никаких усилий к тому,

чтобы исправить многочисленные опечатки в прижизненных изданиях

"Пророчеств". Это наводит на мысль, что опечатки эти были

запрограммированы самим автором. Возможно, именно в них следует искать

так называемый "ключ к пророчествам". В книгу Ле Вера включен также

очерк об анаграммах, встречающихся катренах.

 

Автор пытается найти причину привлекетельности творчества и личности

Нострадамуса для современного читателя. Гипотеза его столь же

оригинальна, сколь и убедительна. Нострадамус, считает Ле Вер, вовсе

не такая уж таинственная фигура. Напротив, его биография известна

достаточно хорошо. Нострадамус, как развитая личность, обладал

общественным сознанием и обостренно реагировал на недостатки

современного ему мира - коррупцию, религиозный фанатизм,

несовершенство социальных институтов, грубость и жестокость как норму

жизни. Его активная позиция изобличителя зла и делает его столь

популярным и привлекательным в глазах читателей XX в., активных,

гуманных и свободных от средневековых предрассудков.

 

Что ж, такой комплимент современникам выглядел весьма уместно, если

учесть, что книга появилась в 1978 г., когда очередной виток разрядки

действительно вселял уверенность в завтрашнем дне. Однако, не успев

выйти, книга перестала быть привлекательной для широкого читателя.

Нефтяной кризис, вызванный революцией в Иране, советская оккупация

Афганистана вновь вызвали заморозки на международной арене. Читателей

вновь заинтересовал вопрос о сроках новой мировой войны.

 

Однако научная ценность книги Ле Вера неоспорима. Автору удалось

перевести пророчества на английский язык лучше, чем это сделал Эдгар

Леони. Гипотеза же о причинах привлекательности творчества

Нострадамуса для современного читателя остаётся одной из наиболее

глубоких. Идея борьбы против социального зла с помощью пророческого

дара заслуживает самого пристального изучения.

 

Концепция Леони в значительной степени повлияла и на работы Э.Читхэм

"Пророчества Нострадамуса". Множественное число мы употребляем потому,

что к началу 1990-х гг. книга выдержала массу переизданий, причём со

значительными изменениями. Книга содержит 10 центурий на языке

оригинала в параллельном переводе на английский и комментарии к какому

катрену и довольно удачное предисловие о жизни Нострадамуса и судьбе

его творений за последние четыре столетия.

 

Работа была призвана "откорректировать" общественное мнение на основе

собственно источника и удовлетворить любопытство среднего класса,

желавшего ознакомиться с оригиналами "Пророчеств", но в то же время

аннотированными, чтобы было понятнее. Зто обусловило её популярный

характер; быстро меняющаяся картина мира нашего времени приводила к

быстрому устареванию ранних изданий и вынуждала Э.Читхэм вносить в

книгу поправки. Так, в начале 1980-х гг. в ней уже появляются

трактовки, увязывающие ряд катренов с личностями Рейгана, Хомеини и

других.

 

Э. Читхэм отказывается от "европейской" практики жёсткого

моделирования будущего путём компоновки ряда катренов в блоки. Более

того, её трактовки предусматривают альтернативные варианты развития

человечества. С равной степенью готовности она готова предположить и

альянс между СССР и США в конце XX в., и войну между ними в это же

время.

 

Вслед за Леони и Ле Вером Читхэм отказывается от разбивки центурий на

отдельные катрены, и, хотя их труды служат разных целям, применяет ту

же методику - работу со всеми центуриями именно в том

 

порядке, в каком разместил их Нострадамус. В целом её книга сочетает в

себе две черты, необходимых для успеха в нашем американизировалном

мире, - познавательность и ненавязчивость. Её можно читать и как

монографию (разумеется, популярного характера), и как увлекательный

роман. Недаром на её обложке помещена надпись - "не фантастика", чтобы

неискушённый читатель не принял её за очередной фантастический роман.

Неудивительно, что книга имела феерический успех в США, Канаде,

Австралии и Британии.

 

Направление американской (точнее, англоязычной) школы

нострадамоведения и его основные тенденции позволяет сделать вывод о

том, что американское общество второй половины XX в. было не столь

обеспокоено проблемой конца света, как европейское. Кроме этого,

очевидно отличие "англосаксонского" менталитета, стремящегося

рассмотреть в первую очередь источник, от европейского, склонного к

чисто умозрительным построениям. Однако в силу исторических

особенностей проблемы все (или почти все) основные источники по теме

"Нострадамус и его творчество" сосредоточены в архивах, библиотеках и

частных коллекциях именно Европы. Это затрудняет развитие

американского нострадамоведения.

 

Лишь в начале 1980-х гг. было издано факсимильное вопроизведение

первого издания "Пророчеств" от 1555 г.

 

Основное искушение, стоящее перед современными нострадамоведами,

заключается в соблазне лжепророчества. Происходит своеобразная подмена

ориентиров: в роли пророка выступает отнюдь не Нострадамус, а

исследователь его творчества, использующий авторитет салонского

оракула в своих целях. В то же время автор, оставаясь в тисках

современного ему общественного сознания, практически никогда не может

правильно предугадать развитие событий на мировой арене; а пророчества

Нострадамуса для него в этом - слабая подмога, ибо, во-первых, катрены

туманны и запутанны, а, во-вторых, вопрос об их истинности до сих пор

остаётся открытым. Так что пытаться предсказывать будущее человечества

по пророчествам Нострадамуса - это всё равно что прогнозировать судьбу

человека по номеру его телефона.

 

Ярким примером "подмены ориентиров" служит очень своеобразная книга

В.Хьюитта и П.Лори "Нострадамус: конец Тысячелетия". По сути своей у

это книга собственных прогнозов авторов, якобы считанных с катренов

Нострадамуса. В ней публикуется даже сложнейший нумерологический и

анаграмматический код, которым якобы пользовался сам Нострадамус. На

самом же деле этот код позволяет получить любую информацию из любого

текста - надо только умело переставлять буквы.

 

Авторы используют только 4 катрена, но с помощью изобретённого ими

кода "выжимают" из них массу информации.. Что же увидит человечество в

период с 1991 по 2000 г.?

 

Рост преступности в Париже. Кризис банковской системы в Швейцарии.

Турецко-греческая война. Землетрясение в Калифорнии 8 мая 1993 г. и

последующие за ним геотектонические катастрофы на Западном побережье

США. Уход Горбачева с политической арены и укрепление власти Ельцина.

Катастрофа советского космического корабля над США в 1994 г.

Возвращение Маргарет Тетчер на пост лидера Консервативной партии в

1996 г. Переизбрание Дж.Вуша в 1992 г. Высадка человека на Марсе в

2000 г. Контакт с инопланетной цивилизацией в 1998 г. Появление новой

мировой религии в апреле 1993 г. Победа над раком к концу XX в. ...

 

Как видно, авторы отказываются от попыток моделирования общей

тенденции развития цивилизации. Их книга - скорее набор прогнозов на

самые разные темы. Будущее Земли представляется им вовсе не в чёрном

свете. Это и понятно: "холодная война" окончена, и, очевидно,

продолжения не будет. В этом свете прогнозы Хьитта и Лори выглядят

достаточно убедительно. Правда, Дж.Буш не был переизбран,

землетрясения в Калифорнии не произошло, да и о новой мировой религии

пока ничего не слышно.

 

Другое дело, что идея подобного сборника прогнозов абсолютно не нова.

По мере развития футурологии в 1360-80-х гг. таких книг выходило очень

много. Например, можно вспомнить труд Д.Валлещинского, Э.и И. Уэллесов

"Книга предсказаний". Эта довольно объёмистая книга содержит, помимо

обзора истории пророчеств, массу прогнозов до начала XXI столетия

сделанных как отдельными специалистами, так и целыми научными и

оккультными коллективами. 80% прогнозов не сбылись, но впечатляют,

например, предсказания о падении коммунизма в СССР в 1991 г.

 

Очевидно, перековывать пророчества Нострадамуса в тривиальные

футурологические прогнозы - занятие не из достойных. Ведь они

делаюттся уже в наше время, когда ясно, что, скажем, высадка на Марсе

- дело одного-двух десятилетий. Это именно прогноз, а не предсказание.

Нострадамус же предсказывал, а не прогнозировал.

 

Примером научного подхода к явлению пророчества как таковому служит

монография Д.Фишера "Предсказания". Автор объединил в одной книге всех

известных пророков - от древнеегипетских до Д.Диксон, напей

современницы. Большое место в монографии отведено Нострадамусу. Фишер

задаётся вопросом, каким образом Нострадамус видел будущее. Кроме

того, автор попытался выяснить, по какой причине он зашифровал даты

событий и почету прибегал к сложному иносказательному языку. Фишер

подробно разобрал катрен Нострадамуса, указывающий, по его мнению, на

строительство линии Мажино - он даже привёл технические схемы и

фотосъёмки укреплений. Однако на поставленные вопросы Фишеру ответить

не удалось. Автор был вынужден согласиться с тем, что пророчества

Нострадамуса становятся понятными только после их реализации, а все

попытки расшифровать их значение "до того" обречены на провал. В любом

случае, заверяет Фишер, Нострадамус был и остаётся одной из самых

интересных фигур мировой истории. Таким образом, Фишер признаёт

пророчество как научно подтвержденное явление, обусловленное многими

социальными факторами, но это признание не проливает света на

загадочные катрены Нострадамуса.

 

Работа Фишера свидетельствует о росте научного интереса в общественном

сознании, вызванного явлением пророчества . Однако вопрос, на который

была призвана ответить его работа, - каким образом человек способен

видеть будущее, - остался нерешенным.

 

Можно с уверенностью предположить, что роль Нострадамуса в

общественном сознании будет оставаться очень большой и даже будет

расти, причём можно даже назвать точную дату - 1999 г.:

 

1999 год, седьмой месяц.

С неба придёт великий Король Ужаса,

Воскресить великого Короля Анголмуа.

До и после Марс править счастьем.

 

Действительно, в начале августа (по старому стилю - в июле, "седьмом

месяце") произойдёт уникальное солнечное затмение, причём в его

конфигурацию будет втянуто большинство планет Солнечной системы.

Согласно астрологическим принципам, затмение указывает на начало

значительных изменений в мире (так, во время январского затмения 1991

г. началась война в Персидском заливе).

 

Если в 1999 г. действительно будут происходить катастрофы и катаклизмы

(или наоборот, что-нибудь хорошее - "Король Ужаса" можно перевести и

как "Король-Искупитель"), то авторитет Нострадамуса и его пророчеств

поднимется до небывалой отметки за последние четыре столетия. Если же

нет - авторитет, конечно, сильно упадёт, но не приведёт к абсолютному

разочарованно, ибо апологетов Нострадамуса во все времена было больше

чем достаточно.

 

Безусловно, популярность пророчеств салонского оракула зависит от

нестабильности ситуации на международной арене, но всё же не в

решающей степени. Напротив, самые серьёзные и глубокие исследования,

посвященные Нострадамусу, выходят в свет как раз в моменты

относительной стабилизации.

 

Судьба произведений Нострадамуса в России во второй половине XX в.

весьма показательна. Советскому народу не нужны были "нездоровые

сенсации", а потоку "Пророчества" были запрещены к переизданию и

надолго вычеркнуты из числа тем научных исследований.

 

Одно из немногих упоминании Нострадамуса в литературе тех лет можно

найти в книге Г.Гурева "История одного заблуждения. Астрология перед

судом науки", вышедшей в 1970 г. в Ленинграде и имевшей цель разгром

астрологии как социального и научного явления. Вот что пишет автор о

Нострадамусе: "В 16 в. вошло в обычай делать предсказания исторических

событий (так! - А.П.). Особую известность получила история будущего

Франции (так! - А.П.), изложенная в 1553 г. (так! - А.П.) астрологом

Мишелем Нострадамом (1503-1566) в стихах в книге под названием

"Астрономические четверостишия" (так! - А.П.). После смерти Нострадама

эта книга много раз издавалась с новыми добавлениями и исправлениями,

что создало легенду, будто автор продолжает работать в гробу.

Популярность этого астролога была настолько велика, что ещё в 1781 г.

папа счёл нужным внести эту книгу в список запрещенных, так как в ней

появилось предсказание о гибели римской церкви (так! -А.П.). Абзац

снабжен примечанием редактора, который сообщает, что "в 1942 г. (так!

- А.П.) астролог Крафт, по поручению Геббельса, истолковывал в

интересах фашистской пропаганды пророчества Нострадама. Сейчас

некоторые американские астрологи ("кое-кто на Западе"-А.П.) ищут

намёки на современные события в туманных стишках этого

средневекового (так! - А.П.) звездочёта".

 

Конечно, пророчества Нострадамуса даже не цитируются, - к чему? Книга

выпущена в самом что ни на есть научном издательстве,- "Наука" - и

мнения учёного вполне достаточно.

 

Заметка Гурева - яркий пример попытки манипуляции общественным

мнением. Книги Нострадамуса в СССР не издавались, и, по мнению автора,

на чистом листе общественного мнения можно было написать всё, что

угодно власть предержащим.

 

Следует отметить, что такой подход был присущ государственной науке на

протяжении почти всей истории СССР. На таком же уровне велся "диалог"

с учёными-генетиками, на таком же уровне власть разговаривала с

астрологами и исследователями аномальных явлений. Если же подобные

специалисты не внимали советам бросить занятия "лженауками", то их

дела передавались в другую "научную" организацию - КГБ. Литература по

астрологии, поступавшая в крупнейшие советские библиотеки из-за

рубежа, сразу попадала в отделы специального хранения. Этой участи не

избежали и книги зарубежных нострадамоведов.

 

В.Завалишин, автор первого русского перевода "Пророчеств", жалуется,

что ему не удалось ознакомиться даже со старыми, "неантисоветскими"

изданиями трудов Нострадамуса: "Когда я собирал материал о

Нострадамусе, я пытался - не от своего имени, а от имени влиятельных

знатоков средневековой культуры - получить фотоснимки с нужных мне

редких книг, хранящихся в разных библиотеках Советского Союза. Все мои

усилия, к большое огорчению, оказались тщетными".

 

Однако перевод (точнее, вольный пересказ) В.Завалишина всё же увидел

свет, но, конечно, не в СССР, а в США. Завалишин не удержался от

соблазна и сделал поэтический перевод - в ущерб основному содержанию.

Поэтический же уровень катренов Нострадамуса в переводе Завалишина

крайне низок. Вот, например, как выглядит его переложение 72 катрена Х

центурии, содержащего пророчество о 1999 г.:

 

Ну, с чем мы придём к двадцать первому веку?

Сошедший с горящего неба - теперь повелитель земли.

Конец и начало столетья мятежным живут человеком,

Открытие Марса свободе грозит.

 

Несмотря на тенденциозные искажения текста источника, В.Завалишин

достиг большого успеха в исследовании роли пророчеств Нострадамуса в

общественном сознании и причин их популярности в XX в.: "Во-первых,

Нострадамус ещё в ХУI столетии предвидел, что наследственная монархия

не вечна... На смену традиционной монархии придёт республиканский

образ правления, торжество которого будет подготовлено народными

мятежами... Но к самой идее народоправства и народовластия Нострадамус

относился крайне скептически: республиканский образ правления... может

превратиться в торжество народного бесправия. Во-вторых, значение

"Центурий" в том, что они оказались едва ли не самой первой

антиутопией в истории мировой культуры... Нострадамус выступает

суровым разрушителем утопических иллюзий и надежд: не земной рай, а

деспотию, войны и кровь дадут человечеству новые времена... Возможно,

Нострадамус вовсе не предполагал, что на свете появятся Маркс и Ленин,

Сталин и Гитлер. Но то, что Нострадамус не верил в практическое

осуществление утопических идеалов, а был убеждён, что в будущем

восторжествует деспотизм под маской народоправства, как мне кажется,

оспаривать невозможно".

 

Эта заслуживающая внимания концепция объясняет нынешнюю популярность

пророчеств Нострадамуса в России, первой испытавшей на себе, что такое

"закон коммуны".

 

Завалишин считает, что уровень понимания творчества Нострадамуса

находится в прямой зависимости от степени страданий, пережитых

человеком. "Нострадамус укрепляет гуманное начало в человеке, которого

судьба приносит в жертву катастрофам, социальным и революционным

потрясениям, кровопролитным войнам. Только тот, кто прошёл через всё

это, может открыть для себя и по-настоящему оценить Нострадамуса".

 

Завалишин вопринимает Нострадамуса как гениального предтечу

современных футурологов. Неясно, правда, что он имеет в виду, -

обеспокоенность будущим или же мрачность предсказаний. Но основная

идея В.Завалишила ясна: Нострадамус - гуманист, чьё творчество

современно даже (и особенно) в эпоху высокоразвитой цивилизации, чьими

спутниками являются "рушащиеся монархии, террор и воины".

 

Мы находим ещё одно подтверждение тому, что слова о том, будто

творчество Нострадамуса становится популярным только в годы

потрясений, требуют пересмотра. В такие моменты становится понятным

его творчество; а это не одно и то же.

 

Утверждение Завалишина, что каждый должен открыть "своего"

Нострадамуса, очевидно, не так уж далеко от истины. В этом - судьба

подлинной мировой классики. У каждого есть свой образ Фауста, свой

образ Макбета, пусть и не совпадающий с воззрениями литературоведов.

Таким образом, В.Завалишин предлагает гуманизировать творчество

Нострадамуса, сделать его доступным для всех и каддого. Эти причины,

по-видимому, и заставили Завалишина перевести катрены на русский язык,

- к сожалению, неудачно.

 

Интересно, что Завалишин первым обратил внимание на пророчество о 73

годах и 7 месяцах, применив его к будущему СССР. Вот что он пишет:

"Если принять во внимание, что это пророчество имеет непосредственное

отношение к Октябрьской революции в России в 1317 году, то надо

согласиться и с теми, что начало крушения порожденных этой революцией

порядков следует отнести к 1991 году. Окончательно же русская

революция изживёт себя в 2025 году. Можно ли этому верить? На это

могут ответить лишь те читатели, которые откроют "Центурии" в период

между 1991 и 2025 годами". Мы как раз относимся к числу этих читателей

и можем подтвердить - да, этому можно верить.

 

Почти сразу же после публикации книги В.Завалишина журнал "Знание

сила" (N 6, 1975) поместил статью Э.О.Берзина "Нострадамус - сын

своего века". В довольно обширной статье автор рассказывал о жизни и

судьбе Нострадамуса, а также его пророчеств. Статья выдержана в

скептическом духе, и это понятно, - советская печать, тем более

центральная, ничего иного и не пропустила бы. Впервые за много лет в

статье был опубликован ряд катренов и даже портрет Нострадамуса,

заимствованный из издания 1605 г.

 

У Берзина Нострадамус выглядит самоуверенным астрологом с претензией

на звание пророка, чьи предсказания, как правило, не сбывались. Зато

предвидения Нострадамуса о развитии техники (подводный флот, авиация,

космонавтика, оптика) заслуживают внимания наряду с гениальными

прозрениями Роджера Бэкона и Леонардо да Винчи. Таким образом,

Нострадамус ставится на один уровень с авторами

социально-технократических утопий - и не более того. Но и не менее.

Разумеется, о возможных связях пророчеств Нострадамуса с современной

историей Берзин ничего не говорит.

 

Статья, очевидно, стала своеобразным ответом на книгу Завалишина, к

1975 г. уже проникшую в советский самиздат. Любопытно, что, если

Э.Берзин считает Нострадамуса одним из первых утопистов Возрождения,

то В.Завалишин считает его, наоборот, первым антиутопистом. Ближе к

истине, конечно, стоит В.Завалишин, - слишком много в "утопии"

Нострадамуса войн, стихийных бедствий и несправедливостей.

 

Утверждение об утопичности творчества французского прорицателя можно

воспринять также как осторожны."намёк властям на то, что Нострадамус

не представляет для советской системы никакой опасности, и что можно

разрешить публикацию его работ.

 

Как бы то ни было, статья Берзина сыграла в целом положительную роль.

Она стала первым шагом на пути "вливания" творчества Нострадамуса в

общественное сознание России. Об этом, в частности, свидетельствует

Юрий Швырёв, российский нострадамовед: "... один из журналов

опубликовал статью З.Берзина о Нострадамусе. Вот тогда в жизнь и вошло

предчувствие какой-то катастрофы, обоснованной неведомыми

астрологическжи расчётами. В то же время появилось зарубежное,

андрианопольское издание Нострадамуса в переводе Вячеслава

Завалишина... Слухи, росли, ширились, пугая каким-то пророчеством о

России..."

 

Хотел того Э.Берзин или нет, его статья способствовала всплеску

"подпольного" интереса к Нострадамусу в СССР уже в середине 1970-х гг.

 

Однако продолжения не последовало, - очевидно, по указанной причине.

Лишь с 1988 г. в журналах "Наука и жизнь", "Знание-сила", "Наука и

религия" появились другие статьи Э.Верзина о Нострадамуса,

впоследствии выпущенные отдельной книгой. Она оформила скептический

взгляд автора на "Пророчества". З.Берзин постоянно сбивается на

пересказ комментариев Э.Леони, причём далеко не всегда точно и далеко

не всегда ссылаясь на своего американского предшественника.

 

С другой стороны, З.Берзин опирается на оригинальный текст источника,

- его переводы катренов достаточно точны. Кроме того, ему удалось

сделать наиболее адекватный русский перевод прозаических пророчеств

Нострадамуса. Его книга во многом соответствует взглядам скептически

настроенной части российского общества, привыкшей всё подвергать

сомнению и пытающейся отделить себя от массы обывателей, легко

принимающей на веру всё, что угодно.

 

На другом полюсе зарождающегося российского нострадамоведения -

откровенные фальсификации. Так, например, анонимный автор книги "Школа

Глоба" приписывает Нострадамусу следующие пророчества:

 

Их лица покрыты чёрной мантией.

Они страшны, ибо неуловимы.

Их паучьи лапы протянуться (так! - А.П.) ко всем правительствам мира.

Каппа, тэта, лямбда правят государствами.

 

Две чёрные страны будут договариваться между собой,

Третья страна - страна севера - станет их вождём.

Этот порочный союз будет заключён в то время,

Когда все будут ждать пришествия Спасителя с Востока.

 

Конечно, Нострадамус ничего подобного не предсказывал. Также он не

имеет отношения к другом ужасам, описанным в этом памфлете:"... с юга

придёт опасность от чёрных народов... "Чёрные" будут править миром.

Под их власть не попадут лишь северная часть Тартарии (Россия),

Исландия и "далёкая ледяная страна за Тартарией" (Сибирь). Тут и

нашествие гигантских муравьев, и кровожадные пришельцы, и сплошные

катастрофы.

 

Чуть на более высоком уровне написана брошюра "Загадки звёздного неба

и наше будущее". Развивая мысль Завалишина о 1991 г., автор сообщает:

"Из этого следует, что 70-летнее сатанинское правление большевиков -

слуг Антихриста - бесславно завершится в мае-июне 1991 года.

Разъярённая и отчаявшаяся толпа сбросит Ленина с пьедесталов. И мы

сейчас переживаем последние месяцы этого кошмара...

 

Советский Союз... распадается". Очевидно, перед нами - которая уже по

счёту попытка навязать личные политические взгляды и чаяния под

прикрытием авторитета Нострадамуса. Однако автор оказался весьма

близок к истине. Тема же пророчества о 73 годах и 7 месяцах

заслуживает отдельного рассмотрения и не может быть здесь поднята

из-за недостатка места.

 

Такую же подмену истины личными взглядами наблюдается в брошюре

Г.Асатиани "Нострадамус и Апокалипсис", выпущенной в Грузии. "Итак,

налицо картина будущего: около января 1993 года (неопределённость в

два-три месяца допускается) в России произойдёт смена власти с

приходом оппозиционных сил. Этот процесс резко обострит отношения с

США... Этого никто не хочет, но почему не говоришь, что делать дальше,

Мишель?". Автор резко осуждает абхазских и карабахских "сепаратистов"

и предрекает скорый конец света.

 

Попытки манипуляции общественным сознанием путём переложений

пророчеств Нострадамуса "на новый лад" напоминает "дело Крафта",

только на ещё более низком уровне, с одной стороны, с другой - труды

Морена, Фонбрюнов и Люстрио. Однако весьма показательно, что эти

книжки не пользуются никакой популярностью. Общественное мнение бывших

республик СССР не терпит насилия над собой и игнорирует подобные

сочинения.

 

Однако и в серьёзной литературе о творчестве Нострадамуса, выходящей

сейчас на русском языке, звучат эсхатологические нотки. Неспроста были

переизданы книги Люстрио и Морена, в общем, не очень популярные на

Западе. Опубликован также отрывок из книги Тэда Манна, посвященный

роли России в будущем Европы и всего мира: "Во многих центуриях

Нострадамус говорит о "третьем Антихристе"(это не так - А.П.)...

Многие комментаторы поясняют, что первые два антихриста - это Наполеон

и Гитлер и что третий Антихрист появится в России в конце 30-х годов

нашего столетия... Это представляется указанием на то, что три

республики, выступившие инициаторами создания коалиции после распада

СССР (СНГ - А.П.), в некотором роде окажутся ответственными за то, что

создадут условен для последующего прихода Антихриста". Речь идёт о

толковании катрена о 1999 г. и некоторых других. Ю.Швырёв вторит

Манну: "Действительно, грядут перемены, причём одни комментаторы

считают, что Мире высушит пожарами великие наводнения, которые

произойдут из-за большого собрания планет в Водолее, другие полагают,

что Нострадамус исчисляет эпоху Водолея... с 1238 г.". В то время как

Э.Леони иронизирует по поводу катрена о 1999 г.: "Возможно, этот

катрен наиболее любим в Пекине". (Леони считает слово "Анголмуа"

анаграммой слова "монголы"), Ю.Швырёв мрачно замечает по этому же

поводу: "...видимо, надо запастись мужеством".

 

Анализируя судьбу пророчеств Нострадамуса во второй половине XX в., мы

можем проследить окончательное "сращение" их с общественным сознанием.

В восприятии катренов отразились все перипетии современной эпохи -

неуверенность в завтрашнем дне, страх перед вселенской катастрофой,

угроза которой именно в это время стала вполне реальней и осязаемой.

Желая узнать будущее, каким бы оно ни было, заставляет читателей

обращаться к творениям "пророка пророков", самого известного астролога

и прорицателя всех времён и народов, - Мишеля Нострадамуса.

 

С другой стороны, всякое действие неизбежно рождает противодействие, и

в противовес сенсационным публикациям апокалиптического толка в XX в.

появляются первые научные публикации о Нострадамусе. Налицо

столкновение двух тенденций общественного сознания -

рационалистической, научной - и апокалиптической, порожденный всеобщим

подсознательным страхом перед будущим.

 

В этой борьбе, в противостоянии разрушительных и созидающих сил, и

видится нам основной конфликт нашего времени, времени резких

изменений, боли, страха - и надежд. Времени "обновления века".

 

Пророчества Нострадамуса высвечивают этот конфликт со всей

беспистрастностью, являясь неотъемлемой частью европейской культуры.

012656