А.Пензенский

 

СУДЬБА ПРОРОЧЕСТВ НОСТРАДАМУСА В XVI-XIX ВВ.

 

 

После смерти Нострадамуса авторитет его пророчеств продолжил оставаться на высоком уровне. В 1622 г. Людовик ХIII посетил могилу прорицателя в Салоне. 1649 г. ознаменовался двумя важными событиями в посмертной судьбе сочинений Нострадамуса. Во-первых, "сбылось" одно из самых "скандальных" его пророчеств, помещенное под номером 49 в IX центурии:

 

Гент и Брюссель пойдут против Антверпена,

Сенат Лондона предаст смерти своего короля.

Соль и вино не пойдут ему впрок:

Из-за них в королевстве смута.

 

Комментаторы единодушно указывают, что первая строка описывает войну между Испанией и Голландией 1643-1649 гг. Соль и вино действительно послужили одной из причин Великой английской революции (в те времена они как бы символизировали налоги, так как были основными налогооблагаемыми продуктами). Очевидно, речь идёт о чрезмерно высоких налогах. Наконец - и это сильно поразило современников - катрен отмечен 49 номером, а казнь Карла I состоялась именно в 1649 г. Вероятно, это совпадение, только слишком уж маловероятное.

Реализация этого пророчества вновь оживила интерес к Нострадамусу, и без того высокий. Этим воспользовались силы, враждебные кардиналу Мазарини (не будем забывать, что описываемые события происходили во времена Фронды во Франции). В одном из переизданий "Пророчеств" 1649 г. появилась пара катренов следующего содержания:

Когда Невинный займёт место Петра,

Сицилийский Низарам (который будет

В большом почёте), но потом он увязнет

В трясине гражданской войны.

 

Латинянин в Марсе (воюет - А.П.), Сенаторы в почёте.

Однажды ночью Галлия будет потревожена.

Великого Креза гороскоп предсказывает

Позицией Сатурна, что его власть будет изгнана.

 

Убогость этих "пророчеств" не оставляет сомнений в том, что это - чистой воды подделка. Конечно, Нострадамус не мог похвастаться литературными талантами того же Ронсара или своего друга Скалигера, но и его катрены стоят на порядок выше по поэтическим достоинствам, чем эта "пара анти-Мазарини", как называют её нострадамоведы. Интересно, что неизвестные издатели поставили на титульном листе этого подложного издания фальшивую дату - 1563 г. Также заслуживает внимания неуклюжая попытка скопировать манеру Нострадамуса зашифровывать имена анаграмматическим методом - слово "Nizaram", без сомнения, означает "Mazarin". Крез - тоже Мазарини (кардинал был сказочно богат).

До сих пор нострадамоведы считают это подложное издание отдельным эпизодом. Однако в Музее книги при РГБ нам удалось обнаружить целых четыре (!) издания, также связанных с творчеством Нострадамуса и также направленных против Мазарини. По-видимому, эти издания очень редки, так как в зарубежной литературе о Нострадамусе упоминается только одно или два из них. Их названия говорят сами за себя:

1. Пророчества нынешних и будущих событий. Извлечённые из II центурии, пророчества 34, 35 М.Нострадамуса. И что говорит Кеплер о нынешнем 1649 годе.

2. Гороскоп Жюля Мазарини, наивно... объяснённый центуриями М.Нострадамуса как в прошлом, так и в будущем.

3. Астрологические взгляды Нострадамуса Мишеля на все события нынешнего времени. И на смуту Мазарини.

4. Предсказание Нострадамуса о смерти кардинала Мазарини во Франции. Выдержка из восьмой центурии, восьмая статья (так!-А. П.).

Обращает на себя внимание тот факт, что все эти издания датируются 1649 г. - годом публикации подложных катренов. Это позволяет говорить о целенаправленной широкомасштабной пропагандистской кампании. В 1649 г. началась так называемая "Фронда принцев", когда боевые действия приобрели характер настоящей гражданской войны.

Это - первый пример использования имени Нострадамуса в политических целях. Кто знает, не этим ли примером вдохновлялся Йозеф Геббельс, отдавший в 1939 г. приказ отпечатать листовки и брошюры с искажёнными и поддельными предсказаниями Нострадамуса?

Разумеется, Мазарини не умер в 1649 г. Любопытно, что он отнюдь не возненавидел Нострадамуса после этой истории с подложными пророчествами. В 1660 г. он в сопровождении Людовика XVI и Анны Австрийской посетил могилу Нострадамуса. Наверное, он от души смеялся над незадачливыми фальсификаторами.

Однако, как это ни парадоксально, современные комментаторы утверждают, что Нострадамус всё-таки предсказал смерть кардинала Мазарини. При этом они ссылаются на катрен, впервые помещенный в расширенном издании "Пророчеств" в качестве варианта катрена 100 Х-й центурии:

Когда вилка будет поддержана двумя колами

С шестью полурогами и дестью раскрытыми ножницами,

Очень могущественный властелин, наследник лягушек,

Подчинит себе всю вселенную.

Очевидно, утверждают комментаторы, в первых двух строках зашифрован год - МССССССXXXXXX, т.е. 1660 г. Действительно, после смерти кардинала Мазарини, последовавшей 9 марта 1861 г. (по современному календарю; во времена Нострадамуса год начинался на Пасху, поэтому дата смерти Мазарини относится к 1660 г.), Людовик XIY, находившийся до того в большой зависимости от кардинала, стал править более чем самостоятельно.

Однако далеко не все преклонялись перед пророческим даром Нострадамуса и восторгались его прозорливостью. Особенно ненавидели салонского астролога кальвинисты. Стоит упомянуть памфлет известного кальвинистского писателя и теолога де Беза под названием "Чудовище кощунства". Де Без называл Нострадамуса Геростратом, безумцем, оскорбившим веру попытками раскрыть тайны Господни. Отметим, что современная протестантская церковь относится к Нострадамусу и его творчеству вполне терпимо.

Нападали на него и англикане, и католики. Последние просто называли его хитрым шарлатаном, а англикане в лице У.Фулуа отрицали в основном не столько его пророческий дар, сколько право астрология на существование, - на примере Нострадамуса.

В 1781 г. Ватикан внёс "Пророчества" в индекс запрещенных книг. С репутацией революционного, богохульного произведения они вошли в новую историю.

За что же "пророчества" удостоились такой участи? Вот из-за этих строк: "...церковь Христа будет подвергнута большим гонениям, более жестоким, чем это было некогда в Африке (очевидно, имеется в виду преследование христиан со стороны вандалов в V-VI вв.- А.П.). И это будет продолжаться до 1792 года, который будут полагать обновлением века (времени)".

Как и катрен о казни английского короля, это пророчество Нострадамуса является одним из самых известных. Ещё в 1789 г. революционеры обратили внимание на эту фразу Нострадамуса; после взятия Бастилии экземпляр "Пророчеств" с подчёркнутыми словами о 1792 г. был помещен у входа в крепость. В январе 1792 г. на площади Св. Женевьевы в Париже также был выставлен напоказ том сочинений Нострадамуса с этой же подчёркнутой фразой.

Комментаторы - все без исключения - считают, что в этом пророчестве речь идёт о введении нового, революционного календаря. В самом деле, в 1793 г. Конвент "задним числом" принял постановление, согласно

которому с 22 сентября 1792 г., в день весеннего равноденствия,

Франция переводилась на новое летоисчисление.

 

На самом же деле, как представляется, большинство комментаторов просто

не поняло сути предсказания. "Обновление времени" в мистическом плане

означает резкие перемены, принятие новых законов и смену власти.

Ограничивать значение 1792 года для истории Франции (да и Европы)

принятием нового календаря по меньшей мере несерьёзно. В этом году

была проведена аграрная реформа, ликвидирована монархия и казнён

король (казнь совершилась в январе 1793 г., который для Нострадамуса

был 1792 г., так как, как уже упоминалось, в ХYI в. год начинался на

Пасху). Так что действительно 1792 год стал годом "обновления

времени".

 

Однако не только якобинцы использовали творения Нострадамуса в

пропагандистских целях. - роялисты тоже не собирались отказываться от

наследия салонского пророка. Около 1791 г. в Санкт-Петербурге вышла

книга некоего Шриальмо, французского эмигранта, под красноречивым

названием "Роялистский альманах, или контр-Революция, предсказанная

Мишелем Нострадамусом на високосный год 1792, переведённая на

французские стихи ничтожнейшим из его интерпретаторов". В этой

небольшой работе Шриальмо доказывал, что обновление времени на самом

деле будет заключаться в откате революционной волны, реставрации

монархии и суровом наказании революционеров-безбожников.

Примечательно, что Шриальмо употребляет слово "контрреволюция", тогда

ещё совершенно новое, причём связывает его с именем Нострадамуса.

 

В современной литературе упоминается о некоем Антуане Куийаре,

опубликовавшем в 1560 г. памфлет, направленный против астрологов, и, в

частности, против "лживых и кощунственных предсказаний Нострадамуса,

предрекающего революцию в 1789-1792 годах". Очевидно, современники

Нострадамуса лучше понимали его предсказания, чем потомки (например,

Шриальмо).

 

Различные комментаторы находят в "Пророчествах" свыше трёх десятков

катренов, указывающих, по их мнению, на события Великой Французской

революции. Приведём два наиболее известных:

 

Ночью проедет через лес королев

Супружеская пара, окольная дорога, Эрне, белый камень,

Чёрный монах (одинокий король) в сером в Варенне.

Избранный Кап.(ет) вызовет бурю, огонь, кровавое лезвие.

 

Действительно, при желании этот катрен (20, IX центурия) можно связать

с неудачным бегством королевской четы в Варенн, революцией ("буря"),

террором ("кровавое лезвие" - гильотина). Французский писатель и

нострадамовед Ж.Дюмезиль выпустил даже книгу "Чёрный монах в сером в

Варение", почти целиком посвященную одному катрену.

 

Другой катрен, помещенный под * 44 в YII центурии:

 

Когда один Бур. будет слишком bon (добрым),

Носящий на себе знаки закона

И от рождения длинное имя,

Вследствие бегства будет несправедливо казнён.

 

Наконец, ещё одно интересное свидетельство, приводимое сторонниками

Нострадамуса. На титульном листе уже упоминавшегося сочинения де

Шавиньи, друга и секретаря Нострадамуса, "Комментарии к центуриям и

огненным пророчествам магистра де Нострадамуса..." помещена очень

странная гравюра, вызывающая в памяти пророческие гравюры Иоахима

Флорского и Парацельса. На ней изображена рука, держащая над бурным

морем королевскую корону, подвешенную на тоненьком волоске; причём

рука как бы выглядывает из облаков, что должно символизировать волю

Провидения. Бурное море в таком случае означает революцию, корона -

королевскую власть, волосок - непрочность этой власти. Наконец, над

гравюрой помещена буква "B", что, по-видимому, указывает на фамилию

Бурбонов. Как считает М.Генин (именно он впервые внимательно

рассмотрел эту крохотную иллюстрацию), "...Нострадамус объяснил своему

другу содержание этого стихотворения (т.е. 44 катрена YII центурии -

А.П.)... Автор же гравюры, отпечатанной на книге Шавиньи, не мог яснее

выразить свою мысль по вполне понятным обстоятельствам времени и места

опубликования своего рисунка". Может быть, это и так. Однако, согласно

библиографам, исследовавшим редкие книги Нострадамуса и его

комментаторов, упомянутый труд де Шавиньи представляет собой пиратское

издание, не авторизованное самим де Шавиньи. Таким образом, инициатива

помещения на титульном листе этой действительно впечатляющей гравюры

никоим образом не принадлежала автору. Тем более в толкованиях Шавиньи

нет даже завуалированного упоминания о грядущей революции во Франции.

Чья же это гравюра? Вопрос до сих пор остаётся открытым.

 

В эпоху Наполеона I интерес к творчеству Нострадамуса не только не

угас, но, напротив, возрос. Этому способствовала и наполеоновская

пропаганца, поощрявшая издание нострадамоведческих трудов, -

естественно, имевших бонапартистскую направленность. Вот что писал,

например. Теодор Буйи в своей книге "Новые суждения, почерпнутые из

инстинктинктивного ясновидения человека, об оракулах, сивиллах и

пророках, и, в частности, о Нострадамусе": "Ещё ряд случайностей,

вынуждающих предположить, что этот катрен относится к Бонапарту... он

носит имя Наполеон, которое не носил никто из галльских королей, он

представляет собой страшную молнию войны, заставляя дрожать Италию,

Испанию и Англию... Помимо этого, он в высшей степени внимателен к

женщине-иностранке... По этим признакам мы легко можем узнать Её

Величество Императрицу Жозефину". Всё вышесказанное Буйи связывал с 54

катреном IY центурии:

 

От имени, которое не носил ни один галльский король,

Не было никогда ещё столь страшной молнии.

Дрожащие Италия, Англия, Испания.

В высшей степени внимателен к женщине (жене) иностранке.

 

Нострадамоведы утверждают даже, что Нострадамус анаграмматически

зашифровал имя императора в своих пророчествах. Речь идёт о 1 катрене

YIII центурии (первая строка):

 

У ПО.НАЙ.ЛОРОН'а (PAU.NAY.LORON) будет больше огня, чем крови.

 

Т.е. у Наполеона Короля будет больше энтузиазма, чем благородного

происхождения.

 

Литература о Нострадамусе, как уже говорилось, бесперебойно выходила с

XYIII в. Априорно можно было бы предположить, что оживление интереса к

"Пророчествам" происходило параллельно с ухудшением политической и

экономической обстановки. Однако это совсем не так. Взлёт интереса к

Нострадамусу пришёлся, в частности, на относительно спокойные 50-60-е

гг. XIX в. Именно тогда появились многочисленные научные исследования

жизни и творчества Нострадамуса. Публиковались ранее неизвестные

материалы (например, письма салонского прорицателя), проводились

исследования истории издания его пророческих сочинений и т.д.

 

В это время, в частности, жил и работал один из самых активных

пропагандистов творчества Нострадамуса аббат Торне, взявший себе

псевдоним Шавиньи (как он утверждал, его мать являлась прямым потомком

этого друга Нострадамуса). Он опубликовал массу книг и десятки статей,

посвященных жизни и творчеству Нострадамуса. Но, как и большинство

нострадамоведов, не удержался от соблазна попытаться предсказывать

будущее. Он, в частности, заявлял, что Францию ожидает реставрация

королевской власти Бурбонов, а также участие в грядущей

общеевропейской войне, в ходе которой страна будет атакована с

северо-востока, а также с территории Швейцарии. Торне удалось увлечь

творчеством Нострадамуса таких видных деятелей культуры той эпохи, как

Эрнст Ренан и Виктор Гюго. Торне даже встречался с римским папой. В

его работах было столько энтузиазма, что они оставались очень

популярными даже в 20-30-х гг. XX в. Согласно легенде, министр обороны

Франции Андре Мажино настолько был убеждён в правоте интерпретаций

Торне, что работы этого нострадамоведа сыграли не последнюю роль в

решении Мажино воздвигнуть линию укреплений вдоль французской границы

в 1927-1936 гг.

 

Как известно, "линия Мажино" не прикрывала границу с Бельгией, что в

ходе Второй мировой войны привело к самым печальным для Франции

последствиям. Однако легенда о влиянии работ Торне на А.Мажино больше

смахивает на исторический анекдот.

 

Однако, если не считать вышеуказанных курьёзов с предсказаниями, Торне

до сих пор остаётся одним из самых колоритных и последовательных

исследователей творчества Нострадамуса.

 

Таким образом, наиболее серьёзные исследования "Пророчеств"

Нострадамуса публиковались в относительно спокойные годы, и тогда же

наблюдался рост интереса к творчеству пророка XYI в. В напряженные же

периоды истории интерес к Нострадамусу даже иногда снижался, как

снижался и уровень работ о нём.

 

К началу XX в. авторитет пророчеств Нострадамуса настолько вырос, что

католическая церковь вновь была вынуждена осудить увлечение ими. Были

осуждены и такие оккультные науки, как магия, астрология и спиритизм,

получившие необычайное распространение в Европе к началу XX в.

Оккультизм, казалось бы, отвергнутый и осмеянный ещё просветителями,

вновь собирал тысячи и тысячи сторонников.

 

Так или иначе, к началу Первой мировой войны имя Нострадамуса было уже

широко известно во всей Европе. Его труды в это же время начали

проникать в США и в Россию.

 

Нострадамус, будучи чрезвычайно колоритной и в то же время

таинственной фигурой, во все времена привлекал к себе внимание

литераторов. Стихи о Нострадамусе появились ещё при его жизни -

правда, в основном, ругательного характера. В середине ХYI в.

появилась эпиграмма, принадлежащая, по-видимому, перу уже

упоминавшегося де Беза:

 

Nostra damus cum falsa damus, nam fallere nostrum est.

Sedcum falsa damus, nil nisi nostra damus.

 

(Мы преподносим как ложь то, что наше, ибо лгать - наше (занятие),

Но когда мы преподносим ложь, мы не даём ничего, кроме того, что у нас есть).

 

Эта не лишённая остроумия эпиграмма кажется невинной дружеской шуткой

по сравнению с инвективами кальвиниста Конрада Бадиуса:

 

Я забыл сказать вкратце,

Что он рифмует, как смола в горшке,

Но для служителя заутрени

Он плохо обрывает слова женского рода.

Его стихи - как стременные ремни:

Чересчур короткие спереди и длинные сзади,

И рождены под тем горизонтом,

Где нет ни смысла, ни разума.

Так что этот доктор Гомер,

Кажется, сын глупой матери,

Которая когда-то рифмовала во сне

Или спала, рисмуя.

 

Неизвестно, чем Нострадамус насолил Бадиусу, но в этих строках

чувствуется скорее личная неприязнь к врачу и астрологу, приближенному

к католической королевской семье, чем какие-то идеологические

расхождения.

 

Однако католики тоже далеко не все восхищались Нострадамусом, и

ненависть некоторых переходила все границы. Так, один из хулителей

Нострадамуса, принадлежащий к католической церкви, некто Пьер Вире,

писал в своём памфлете следующее: "Послушай, Мишель, я молюсь, чтобы

ты оказался не большим дураком, чем я тебя считаю... ты, толстая

скотина".

 

Однако уже к 1580 г., после гибели Генриха II и сенсации вокруг

пророчества о двух львах, пасквили и памфлеты резко пошли на убыль.

 

Появились панегирики. Так, Пьер Ронсар (1524-1535), "король

французских поэтов", посвятил Нострадамусу красивое и пламенное

стихотворение (см. Приложению). Образом Нострадамуса вдохновлялся и

другой французский поэт - Пьер-Жан Беранже. В своей балладе

"Предсказание Нострадама на 2000 год" он взглянул на фигуру

прорицателя под неожиданным углом и, как часто это случается с

поэтами, оказался намного ближе к истине, чем современные ему

комментаторы (см. Приложение). И это несмотря на то, что отношение

самого Беранже к пророчествам Нострадамуса было крайне скептическим.

 

Из современных авторов можно вспомнить Эдгара Леони с его оригинальной

шуткой о том, как писал бы Нострадамус, если бы он жил в США в 1950-е

гг. Мастерское подражание поэтике и иносказаниям французского оракула

("предсказывающее" избрание Кеннеди на пост президента, кубинскую

революцию и Карибский кризис) выглядит так:

 

Земля Колумба, ты полностью изменишься,

Когда в Серебряном доме появится молодой Семинол:

Детройт, Дюкесн, Амстердам, смертельная свара,

Розовый заговор краснеет. Ядерный кошмар.

 

(Земля Колумба - США, Дюкесн - старое название Питтсбурга, (Новый) Ам-

стердам - Нью-Йорк, Серебряный дом - Белый дом, молодой Семинол -

Джон Кеннеди (племя семинолов живёт во Флориде, откуда родом президент

и т.д.)

 

А журнал "Наука и религия" с полной серьёзностью предлагает вниманию

читателей предсказания на 1992-1995 гг., продиктованные духом

Нострадамуса из загробного мира:

 

Мучения рабов кончатся,

Когда весной к ним придёт человек из Женевы.

Сандаловое дерево, порох и чай

Будут датировать новый календарь (так! -А.П.).

 

Рухнет прогнивший режим

На острове Легенды.

Тарро и тарристы найдут себе новой укрытие.

Их уход будет забавной сценой.

 

Два года подведут итог тому, на что понадобилось семь лет.

Сегодняшний день может стать первым на пути к величию России.

Из самой варварской получится самая деловая,

И даже враги будут ею восхищаться.

 

Вышеприведённые примеры показывают, что Нострадамус и его пророчества

занимают далеко не последнее место в мировом общественном сознании.

Легенда о Нострадамусе, являясь плодом коллективного творчества

нескольких поколений, до сих пор остаётся притягательной для многих

тысяч людей. Общественное сознание свыше 400 лет черпало из пророчеств

Нострадамуса то, что ему было необходимо в тот или иной период - будь

то революция или, наоборот, реставрация монархии.

 

В чём же заключается привлекательность пророчеств Нострадамуса для

человечества? В конце концов, мировая культура сохранила пророческие

сочинения многих авторов. Почему именно Нострадамус пользуется такой

популярностью?

 

Во-первых, он был одним из самых смелых прорицателей. Его пророчества,

по его словам, распространяются на период до 3797 года.

 

Во-вторых, его книги, в отличие от многих пророческих сочинений, с

самого начала были рассчитаны на широкую публику и не являлись уделом

посвященных (как, например, пророчества Иоахима Флорского, Парацельса,

Альберта Великого и некоторых других).

 

В-третьих, объём "Пророчеств" Нострадамуса очень велик по сравнению с

другими прорицательскими текстами. Около тысячи катренов и два

обширных прозаических предсказания оставляют колоссальный простор для

фантазии.

 

В-четвёртых, пророчества написаны достаточно современным языком и

доступны пониманию - в отличие, например, от библейских пророчеств, с

которыми большинство читателей знакомо только по переводам.

 

В-пятых, язык пророчеств Нострадамуса достаточно конкретен, и пусть

это утверждение не покажется парадоксальным. Что может быть

конкретнее, например, такой фразы: "Лондонский Сенат предаст смерти

своего короля"? Но дело не только в этом. Нострадамусу удалось

предугадать всеобщих интерес к политике и истории. Его пророчества,

если можно так выразиться, насквозь политизированы, обещая в первую

очередь политические изменения в мире.

 

Шестая причина, очевидно, кроется в личности самого предсказателя. Его

сложная и противоречивая биография, щедро украшенная легендами и

просто анекдотами, кажется, способна удовлетворить и монархистов, и

роялистов, и республиканцев, и людей аполитичных. Нострадамус был

приближен к королю - и в то же время демонстрировал, что королевские

почести ему безразличны. Он был рафинированно вежлив -ив то же время

мог дать отпор хулиганам. Он был правоверным католиком - и

одновременно интересовался другими религиями. Для человека XX в.

особенно привлекательны его гуманность, научные таланты и терпимость.

Эта своеобразная "двуличность" Нострадамуса (которой, вполне возможно,

он вовсе не обладал) также оставляет большой простор для фантазии.

Неспроста творчество Нострадамуса ценила и Фронда, и Мазарини.

Наконец, вспомним, что одно и то же предсказание использовалось и

якобинцами, и роялистами.

 

Если же добавить к этому извечное стремление человека к знанию

будущего и массу энтузиастов, с которыми Нострадамсу "повезло", мы

можем получить ответы на вопросы о популярности творчества

Нострадамуса.

 

Примечательно, что в XX в. его слава значительно возросла. Это

произошло также по ряду причин. Во-первых, современные средства

массовой информации позволяют донести предсказания Нострадамуса и их

толкования до многих миллионов людей. Во-вторых, в XX в. возрос

интерес человечества к будущему - и это вполне понятно, если учесть

общую нестабильность столетия и сохраняющуюся до сих пор - хотя бы

номинально - угрозу ядерной катастрофы.

 

Безусловно, было бы ошибочным утверждать, что за последние 440 лет

оппоненты Нострадамуса ушли в историческое небытие. Напротив,

количество скептиков остаётся сейчас в той же пропорции к апологетам

Нострадамуса, что и в XYI в. Конечно, никто из них не называет пророка

"толстой скотиной"; их аргументы научны, а сами они искренне пытаются

установить истину.

 

Скептики признают, однако, что Нострадамус в какой-то степени оказался

провидцем, ибо смог вложить в свои "Пророчества" нечто, что стало

близким и интригующим для многих поколений. Можно даже предположить,

что он значительно опередил своё время и что только со второй половины

XIX в. исследователи начали приближаться к его уровню.

 

Основной парадокс творчества Нострадамуса - это то, что 99% его

пророчеств становятся понятными только после того, как они сбываются.

Здесь действительно остаётся широкий простор для различных спекуля -

ций и шарлатанства. Однако был ли сам Нострадамус шарлатаном?

Приходится в таком случае признать, что он с успехом дурачил многие

тысячи людей - ещё при своей жизни. А ведь среди них были и учёные, и

представители царствующей фамилии, и королевские послы. Мыслимо ли

всех их зачислить в ряд легковерных дурачков? Навряд ли.

 

Даже скептики или склоняющиеся к скептицизму учёные (Эдгар Леони)

признают, что основные события и этапы мировой истории по крайней мере

до середины XX в. Нострадамус указал правильно. Он в самом деле

предвидел нечто подобное Великой Французской революции и мировым

войнам XX в. Если это действительно так, то мы здесь сталкиваемся с

одним из самых поразительных и необъяснимых явлений в мировой истории.

 

Впрочем, возможно, всё объясняется гораздо проще, если верен закон о

больших временных циклах, с помощью которого можно предсказывать

будущее. Однако - и это один из главных аргументов апологетов

Нострадамуса - никто, кроме салонского прорицателя, не смог настолько

верно и глубоко проникнуть в мировую историю, в её дальнейший ход.

 

В любом случае, Нострадамус и его толкователи заняли - и чрезвычайно

прочно - довольно объёмистую нишу в общественном сознании. Даже у нас,

в России, не избалованной литературой о "Пророчествах", имя

Нострадамуса вызывает большой интерес и пользуется доверием. Увидев

очередную газетную статью под заголовком вроде "Нострадамус

предсказывает", российский читатель с уважением произносит: "А-а,

Нострадамус..." - и погружается в чтение.

 

Итак, многообещающие заявления Нострадамуса об универсальности и

долговременности "Пророчеств" встретили поддержку и интерес в самых

широких кругах общества. В 1555 г. человечество наконец-то обрело

книгу "о будущем". Можно даже предположить, что именно загадочности и

туманности большинства предсказаний они обязаны столь высокой

популярности, ибо они оставляют читателю возможность думать и

сопоставлять (или заниматься спекуляциями, как утверждают критики). Да

и личность автора вызывает доверие - он не обскурантист и не

зазнавшихся дворянин, а, так сказать, интеллигент, хорошо знавший свою

специальность врача. Этим он и близок современному читателю.

 

Любопытно, что сам Нострадамус как будто предвидел масштабы своей

посмертной славы. Ещё в 1556 г. в одном из своих "Альманахов" он

написал в предисловии:

 

Ныне живой, я буду бессмертен и умерев.

Имя моё останется в мире надолго после моей смерти.

 

Что ж, с этим пророчеством не спорят даже самые непримиримые критики.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

 

ПЬЕР РОНСАР

 

ФРАНЦИИ ПОСЛЕ ПОРАЖЕНИЯ ПОД СЕН-КАНТЕНОМ

 

подстрочный перевод А.Пензенского

 

Ты всё так же не обращаешь внимания на пророков, которых Бог

Избирает в число детей твоих и помещает

В твоё чрево, чтобы они, появившись на свет, предсказали тебе

Твою приближающуюся беду, но ты просто смеешься над этим.

Может, неизмеримой вечностью великого Бога

Вдохновлен энтузиазм Нострадамуса.

Может, им движет демон,- добрый или злой.

Может, от Природы он получил такую стремительную душу,

И, возносясь над смертными, устремляется в самые небеса

И повторяет нам оттуда чудесные слова.

Может, его мрачный и печальный дух,

Пресытившись твоей грязью, становится фантастичным...

Короче, он тот, кто он есть, если только он есть.

В двусмысленных словах его пророческого голоса

Уже много лет живёт античный оракул,

Предсказывая большую часть нашей судьбы.

Я не верил бы ему, если только небо, которое делит

Добро и зло между людьми, не было бы на его стороне.

 

(1557)

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

 

ПЬЕР БЕРАНЖЕ

 

ПРЕДСКАЗАНИЕ НОСТРАДАМА НА 2000 ГОД

 

 

перевод А.И.Куприна

 

Свидетель Генриха Четвёртого рожденья,

Великий Нострадам, учёный астролог,

Однажды предсказал: "Болышие превращенья

В двухтысячном году покажет людям рок".

В Париже в этот год близ Луврского чертога

Раздастся жалкий стон средь радостных людей:

"Французы добрые, подайте ради Бога,

Подайте правнуку французских королей".

 

Так у толпы, к его страданьям равнодушной,

Попросит милости больной, без башмаков,

Изгнанник с юности, худой и золотушный,

Отрёпанный старик - потеха школяров.

И скажет гражданин: "Зй, человек с сумою!

Ведь нищих всех изгнал закон страны моей!"'

"Простите, господин! Мой род умрёт со мною,

Подайте что-нибудь потомку королей!"

 

"Ты что толкуешь там о королевском сане?"

"Да! - гордо скажет он, скрывая в сердце страх. -

На царство прадед мой венчался в Ватикане,

С короной на челе, со скипетром в руках.

Он продал их потом, платя толпе безбожной

Газетных крикунов, шпионов и вралей.

Взгляните - вот мой жезл. То посох мой дорожный.

Подайте что-нибудь потомку королей!

 

Скончался мой отец в долгах, в тюрьме холодной.

К труду я не привык... И, нищих жизнь влача,

Изведать мне пришлось, что чувствует голодный

И как безжалостна десница богача.

Я вновь пришёл в твои прекрасные владенья,

О ты, моих отцов изгнавшая земля!

Из сострадания к безмерности паденья

Подайте что-нибудь потомку короля!"

 

И скажет гражданин: "Иди, бедняк, за мною,

Жилища моего переступи порог.

Мы больше королей не чтим своей враждою, -

Остатки их родов лежат у наших ног.

Покуда наш сенат в торжественном собранье

Решение судьбы произнесёт твоей,

Я, внук цареубийц, не откажу в даянье

Тебе, последнему потомку королей!"

 

И дальше говорит великий предсказатель:

"Республика решит назначить королю

Сто луидоров в год. Потом, как избиратель,

В парламент он войдёт от города Сен-Клю.

В двухтысячном году, в эпоху процветанья

Науки и труда, узнают средь лкдей

О том, как Франция свершила подаянье

Последнему потомку королей!"

 

1830-е гг.


 

011301