ПЕНЗЕНСКИЙ АЛЕКСЕЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ

ТВОРЧЕСТВО И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МИШЕЛЯ НОСТРАДАМУСА В КОНТЕКСТЕ КУЛЬТУРЫ ПОЗДНЕГО ВОЗРОЖДЕНИЯ

Специальность 07.00.03 - Всеобщая история

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата исторических наук

Москва 2001

Работа выполнена на кафедре Всеобщей истории Российского государственного гуманитарного университета

Научный руководитель: доктор исторических наук, профессор Басовская Н.И.
Официальные оппоненты: доктор исторических наук Брагина Л.М., кандидат исторических наук Бобкова М.С.

Ведущая организация: Московский государственный университет международных отношений (Уколова В.И.)

Защита диссертации состоится 14 декабря 2001 г. в 12-00 часов на заседании диссертационного совета Д.212.198.03 в Российском государственном гуманитарном университете по адресу: 125267, Москва, Миусская пл., д.6, ауд. 228.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Российского государственного гуманитарного университета.

Автореферат разослан 13 ноября 2001 г.

Ученый секретарь диссертационного совета кандидат исторических наук Е.В.Барышева


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы диссертационного исследования. Историко-культурные проблемы, активно обсуждаемые в современной исторической науке, заставляют привлекать к исследованиям все новые источники. В первую очередь речь идет о произведениях натурфилософской традиции. К ним относятся труды по герметическим наукам - астрологии, алхимии, а также обширная группа книг предсказаний. До сравнительно недавних пор они редко становились предметом научного исследования (прежде всего в отечественной историографии) и фигурировали в основном в качестве курьезных иллюстраций истории науки; во всяком случае, исследовались они отдельно от обусловившего их появление научного и культурного контекста. Герметическая и натурфилософская традиция оставила значительное число трудов, содержание которых отнюдь не сводится к исключительно магическим изысканиям. Ведь маги Ренессанса активно участвовали в общественной жизни своего времени, находились в постоянном поиске прикладного применения своих познаний, - в медицине (Парацельс), философии (Марсилио Фичино), поэзии (Меллен де Сен-Желе), астрономии и теологии (Джордано Бруно), в политике и искусстве управления государством (Томмазо Кампанелла, Мишель Нострадамус). Их сочинения заслуживают самого пристального изучения именно в связи с общим контекстом Возрождения, - культурном, социальном, политическом, научном. Мы полагаем, что колоссальный корпус исторических документов, созданных в рамках магической, натурфилософской традиции Возрождения, достоин широкого рассмотрения наряду с классическими источниками и что изучение их позволит в ином ракурсе взглянуть на проблематику Возрождения, определить новые подходы в исторических исследованиях этой эпохи.

Для специального исследования выбраны жизнь и творчество Мишеля Нострадамуса (1503-1566), французского врача, поэта и астролога, автора книги "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса" (перв. изд. 1555 г.). С одной стороны, его имя в течение почти пяти веков не теряло своей популярности и привлекательности в самых широких кругах европейского (а позднее и американского и российского) общества. Книги о Нострадамусе издавались в разные годы на десятках языков, и сейчас даже неполная библиография этой темы исчисляется сотнями названий. С другой стороны, удельный вес подлинно научных работ в этом потоке ничтожно мал; основной процент составляют спекулятивные сочинения, посвященные толкованиям анализу его пророческого наследия. Научные же исследования, посвященные Нострадамусу, начали появляться совсем недавно, в XX в. В результате складывается парадоксальная ситуация: человек, прижизненная слава которого была сопоставима с известностью его современников-монархов, а популярность посмертная далеко превзошла их, до сих пор пребывает вне поля внимания исторической науки. Настоящая диссертация представляет собой попытку преодоления этого разрыва. Действительно ли нетипичен Нострадамус для своей эпохи? Исследование творчества Нострадамуса в контексте культуры его времени позволит определить как их общие черты, так и то нетипическое и уникальное в его наследии, посредством которого появляется возможность выявить содержание наиболее значимых процессов в истории позднего Возрождения.

Изучение жизни и творчества М.Нострадамуса актуально и как конкретно-историческое исследование ранее не известных или не верно интерпретируемых событий и источников, и как еще один выход к осмыслению сложного и противоречивого исторического процесса Европы XVI в., рубежа Возрождения и Нового времени.

Объектом исследования стали биография и творчество Мишеля Нострадамуса. Они были проанализированы как явление культурной и научной жизни Франции сер. XVI в., в которых отразились кризис гуманистического мировоззрения, научная, религиозная и социальная мысль эпохи, а также проблема взаимоотношения человека и власти.

Предметом исследования при всем разнообразии возможных ракурсов рассмотрения жизни и творчества Нострадамуса явились медицинский, религиозный, литературный и политический аспекты творчества Мишеля Нострадамуса, рассматриваемые в контексте культуры и науки современной Нострадамусу Европы XVI в. Как отмечал Э.Гарэн в своей работе "Магия и астрология в культуре Возрождения": "Чтобы адекватно оценить значение темы магии на заре культуры Нового времени, следует прежде всего иметь в виду, что она, будучи распространеннейшим мотивом и в эпоху средневековья, теперь выходит из подполья культуры и, приняв новый вид, становится общей для всех великих мыслителей и ученых, которыми она как бы освящается; при этом все обязаны ей импульсом, даже если они, как Леонардо, ведут резкую полемику против нелепых ревнителей практики некромантов".

Цели и задачи диссертационного исследования - определить место Мишеля Нострадамуса и его пророческой книги в общем контексте позднего Ренессанса; взаимоотношения личности и эпохи - один из ключевых вопросов историографии, и такое исследование позволило, с одной стороны, выяснить, насколько типична - и специфична - эта фигура для позднего Возрождения, а с другой - благодаря фигуре Нострадамуса высветить особенности его эпохи, которые, возможно, оставались вне поля зрения историков.

На пути к достижению сформулированной выше цели стоит ряд задач:

-определение места и значения натурфилософии и магии в мысли позднего Возрождения, выявление причин широкого их распространения и их связи с традиционными науками;

-исследование биографии Нострадамуса с учетом вновь опубликованных источников;

-определение политических, религиозных и натурфилософских взглядов Нострадамуса;

-исследование opus magnum Нострадамуса - "Пророчеств" - в связи с трудами ранних и современных ему авторов.

Хронологические рамки исследования.

В диссертации охватывается жизнь и творчество Мишеля Нострадамуса (1503-1566); хронологические рамки исторического контекста ограничены второй половиной XV - XVI вв.

Историография проблемы

Круг использованной литературы определяется тремя типами сочинений: общая историческая литература о позднем Возрождении, исследования по истории магии, естественных наук и натурфилософии, в том числе и о фигурах, созвучных Нострадамусу в историческом контексте, а также сочинения, связанные с биографией и трудами собственно Нострадамуса.

Историография Возрождения (в том числе и его позднего периода) весьма обширна. Нельзя обойти вниманием и российскую медиевистику, внесшую колоссальный вклад в мировую историографию по этой теме. С другой стороны, широкий спектр работ предполагает и большой разброс гипотез и оценок. В целом же историография Возрождения представляет огромный пласт, и его разработка есть предмет специального изыскания. К нашей же работе были привлечены лишь те проблемы и труды, которые имеют значение для темы исследования и которые являются наиболее показательными и авторитетными. Это труды Я.Буркхардта, В.Грина, Н.Херда и Г.Тулла, Г.Тревора-Ропера, Ч.Уилсона, Э.Гарэна; отечественная историография представлена работами В.И.Рутенбурга, Л.С.Чиколини, Л.М.Баткина, М.А.Юсима, Л.М.Брагиной.

Историография проблем естественных наук и магии шире представлена в зарубежной историографии, чем в отечественной. Необходимо отметить специальные работы Л.Смоллер, Д.Пингри, Л.С.Фейера, Ф.А.Йейтс, К.Хатчинсона и В.М.Володарского, а также сочинения более общего характера Д.Сартона, Л.Торндайк, А.Х.Горфункеля, В.Л.Рабиновича. Специальные работы посвящены различным аспектам деятельности отдельных деятелей Возрождения в научном и культурном контексте, в то время как труды общего характера представляют собой попытки широкого охвата проблематики, исследования магии, натурфилософии и естественных наук в их исторической перспективе.

Научная историография Нострадамуса и его пророчеств очень скудна. Первой научной публикацией о нем можно считать цикл статей французского исследователя Бюже в журнале "Бюллетень библиофила" за 1860-1863 гг. В 1920 г. историк Юджин Паркер защитил в Гарвардском университете докторскую диссертацию по теме "Пророк Мишель Нострадамус". Значение этих трудов исключительно важно, - это первые исследование жизни и творчества Нострадамуса в рамках институциональной науки, а работа Паркера - оформленная в виде диссертации. Бюже и Паркер заложили основы традиции исторического исследования творчества и биографии Нострадамуса.

Весомый вклад в развитие этой традиции (особенно в том, что касается биографии предсказателя и его семейных корней) внесли статьи д-ра Эдгара Леруа, опубликованные преимущественно в первой половине XX в. и объединенные позднее в книгу.

Весьма важной остается книга американского исследователя Эдгара Леони, впервые поставившего вопрос о текстологической связи пророчеств Мишеля Нострадамуса и современных ему источников; этот вопрос получил дальнейшее развитие в трудах современных исследователей (см. ниже).

В 1983 г. научное исследование жизни и творчества Нострадамуса становится на постоянную основу. В Лионе основана "Ассоциация друзей Мишеля Нострадамуса" под руководством Мишеля Шомара. Оно выпускает журнал "Cahiers Michel Nostadamus", где публикуются результаты последних изысканий по теме жизни и творчества Нострадамуса.

В том же 1983 г. Жан Дюпеб выпустил книгу "Нострадамус. Неизданные письма". Более 50 писем, в разное время адресованных Нострадамусу и написанных им самим (большая часть писем опубликована впервые), содержащиеся в этой книге, стали важными источниками, введенными в научный оборот. Изучая эти уникальные источники, можно составить представление о распространенности и популярности пророчеств Нострадамуса в современной ему Европе,, о религиозных взглядах предсказателя, круге его интересов; также они содержат доселе неизвестные эпизоды из его жизни.

Фундаментальными можно назвать две книги франкоканадского историка Пьера Брендамура, профессора Департамента древних исследований университета Оттавы. П.Брендамур пошел по пути активного расширения источниковой базы исследований посредством активного обращения к документам XVI в. Эти работы, по сути, задали тон сразу в двух направлениях исследования наследия Нострадамуса - в определении его источниковой базы и историко-литературном анализе творчества французского прорицателя.

Продолжают традицию научного исследования жизни и творчества Нострадамуса статьи О.Милле, И.Белленже, а также сборник статей "Нострадамус, или Переданное знание". Кроме того, картина была бы неполной без расширенных библиографических сборников, написанных Мишелем Шомара и Робером Беназра.

Работы перечисленных авторов позволили включить "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса" в контекст современных исследований об эпохе позднего Возрождения в Европе.

Первая в России - и на данный момент единственная - диссертационная работа, посвященная творческому наследию Нострадамуса была написана А.А.Сапелкиным. К сожалению, биография Нострадамуса в его интерпретации сильно романтизирована, не свободна от старых мифов и фактических ошибок; полностью игнорируются новейшие исследования П.Брендамура, Р.Беназра и М.Шомара, Ж.Дюпеба. Контекст, в котором создавались "Пророчества", сводится А.Сапелкиным исключительно к мистической традиции; при этом за пределами исследования остались естественнонаучный, поэтический, социально-политический и религиозный аспекты творчества Нострадамуса. Однако большим и несомненным достоинством работы является доказанная в ней мысль о том, что отправную точку значительной части пророчеств следует искать в современных Нострадамусу событиях.

Следует заметить, что научное исследование Нострадамуса идет в двух направлениях - источниковедческом (изыскание новых документов, выявление созвучных его творениям произведений) и текстологическом (сопоставление текстов предсказателя со вновь открытыми источниками, памятниками литературы и историческими событиями до середины XVI в.)

Теоретические и методологические основы исследования. Место Нострадамуса и его творческого наследия к контексте культуры эпохи позднего Возрождения в силу особой внутренней сложности изучаемого предмета изучается с трех точек зрения:

-отдельно рассматриваются поэтические, медицинские, алхимические, астрологические и другие аспекты деятельности Нострадамуса;

-изучается место магии и астрологии в естественных науках и общественном сознании эпохи позднего Возрождения;

-путем сравнительного анализа творчества Нострадамуса и натурфилософского пласта Возрождения определяется сходство и различия между ними, что позволяет сделать выводы о месте Нострадамуса и его творений в контексте позднего Возрождения.

При формулировании проблемно-понятийного поля настоящего исследования определяющими стали идеи П.Брендамура о тесной связи творчества Нострадамуса и, с одной стороны, античными историческими источниками, с другой -магическими и философскими идеями Возрождениями, имевшими конкретное воплощение у различных авторов. Согласно этим идеям, Нострадамус полагал время цикличным, а будущее - легко предсказуемым путем проекции описания прошлых событий в грядущее с помощью астрологических концепций. Мы опирались также на предварительную гипотезу о том, что обстоятельства жизни Мишеля Нострадамуса и его научные интересы и представления оказали определяющее влияние на характер его творчество. В ходе исследований эта гипотеза подтвердилась.

Содержание исследовательской проблемы и выбор подхода к ее изучению предопределили и отбор исследовательских методов.

Прежде всего, в диссертации использовался биографический метод. В опоре на него тщательно анализировались личная переписка, воспоминания участников и очевидцев событий. Сведения о жизни и творчестве Нострадамуса, отраженные в них, позволили критически уточнить биографию предсказателя, определить истинную степень и характер его известности и популярности в Европе XVI в.

Своеобразие исследовательской проблемы предопределило и активное использование аналитического метода, эффективность которого определялась необходимостью выполнения максимально адекватных переводов сочинений Нострадамуса, с одной стороны, а с другой - сравнения их с сочинениями других авторов, предположительно служившими предсказателю источниками его пророческих концепций.

Новизна подхода к "Пророчествам" Нострадамуса в настоящей работе заключается прежде всего в отношении к этой книге как к историческому источнику, а не как к сборнику предсказаний о будущем человечества. Так, сопоставление катренов с сочинениями Тита Ливия, Ямвлиха Халкидского, Петрония Арбитра, а также современных Нострадамусу авторов позволяет выявить целый ряд заимствований, вследствие чего "Пророчества" предстают в совершенно новом свете. Мы не пытались определить процент реализации предсказаний; мы стремились выяснить условия их написания и то, насколько они типичны (и специфичны) для эпохи позднего Возрождения как памятник натурфилософской мысли. Таким образом, "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса" исследуются как литературный памятник Возрождения, наподобие поэзии Пьера Ронсара или прозы Франсуа Рабле.

Источниковая база исследования подразделяется на три группы: труды самого Нострадамуса, сочинения других авторов (произведения, послужившие для Нострадамуса источниками идей и концепций, магические и натурфилософские труды деятелей позднего Возрождения для выявления контекста "Пророчеств"), а также иные документы XVI в., так или иначе проливающие свет на биографию Нострадамуса.

Труды самого Нострадамуса, в свою очередь, разделяются на две подгруппы. Первая - и основная - "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса", вид источника - поэзия. К настоящему исследованию нами привлечены: факсимильное воспроизведение издания 1555 г. издательства Мишеля Шомара во Франции, электронная копия утрехтского издания 1557 г., а также электронная копия editio princeps 1568 г., предоставленная Французской Национальной библиотекой.

Вторая группа трудов Нострадамуса - "Альманахи" и другие сочинения.

"Альманахи" мы выделяем как отдельный вид источника - предсказательный альманах. Они представляли собой ежегодные астрологические календари. Сами альманахи недоступны, - это библиографическая редкость, и многие из них известны лишь в единственных экземплярах, находящихся к тому же в частных коллекциях. Однако некоторые авторы приводят обширные цитаты из этих альманахов, которые можно использовать в качестве источников. Для этой цели мы привлекли книгу канадского исследователя Брендамура "Астрофил Нострадамус", содержащую ряд таких фрагментов. "Альманахи" позволяют судить о квалифицированности Нострадамуса как астролога, освещают его политические, религиозные, натурфилософские и социальные воззрения, оттеняя, таким образом, "Пророчества".

Нострадамус оставил после себя также несколько непророческих сочинений.

Первое сочинение - это "Истолкование иероглифов Гораполлона", написанное около 1547 г. и посвященное принцессе Наваррской, было напечатано лишь в 1968 г.; оно представляет собой исторический источник поэтического вида. Это вольное стихотворное переложение написанного на коптском языке трактата "Иероглифика" Гораполлона, египетского автора IV в. В 1505 г. трактат вышел в Италии на латыни и неоднократно перепечатывался, в том числе и во Франции.

Второе сочинение - источник смешанного вида, среднее между мемуарами и трактатом, первое дошедшее до нас издание которого называется "Превосходная и очень полезная книжечка, полезная всем, кто желает познакомиться с многочисленными превосходными рецептами, разделенная на две части. Первая рассказывает о разных способах приготовлять разные румяна и ароматы для украшения и обеления лица. Вторая показывает нам способы и приемы изготовления варенья многих видов, из меда, сахара и обработанного теплом вина, полностью разбитая на главы, как об этом пространно сообщается в содержании. Заново составлена магистром Мишелем де Нотрдамом, доктором медицины из Салона де Кро, что в Провансе, вновь увидевшая свет. В Лионе, у Антуана Волана, 1555". Она включает в себя автобиографические заметки и кулинарные и медицинские рецепты.

Третья непророческая книга Нострадамуса, чей вид как исторического источника классифицируется как трактат, - "Парафраза Галена, его увещевания Менодота в изучении изящных искусств, а также медицины. Переведено с латыни на французский Мишелем Нострадамусом. В Лионе, у Антуана дю Рона, 1557" . Это перевод греческого трактата врача и философа II в. н.э. Галена из Пергама "Увещевание в изучении искусств, особенно медицины: Менодоту". По всей видимости, эта работа была переведена Нострадамусом еще в студенческие годы. Как следует из ее названия, она тесно связана с медицинской специальностью Нострадамуса.

Важным эпистолярным источником личного происхождения является сборник личной корреспонденции Нострадамуса, изданный в Женеве Ж.Дюпебом. Более 50 писем, в разное время адресованных Нострадамусу и написанных им самим, содержащиеся в этой книге, позволяют уточнить ряд спорных моментов биографии прорицателя, а также бросить свет на круг его знакомств и характер взаимоотношений с поклонниками и клиентами. В письмах Нострадамус раскованно и откровенно делится с друзьями и клиентами своими взглядами; благодаря этой публикации мы можем уверенно говорить о симпатиях Нострадамуса к кальвинистам.

Наконец, использованный нами и целиком переведенный источник, также относящийся к эпистолярному виду, - письмо Нострадамуса Екатерине Медичи - проливает свет на характер отношений предсказателя и королевской семьи в последний период жизни предсказателя.

За редкими (уникальными) исключениями эти источники никогда не были предметом исторического исследования. Трудности при работе с ними (кроме их ограниченной доступности) в основном те же, что и при работе непосредственно с "Пророчествами", но в меньшей степени.

Вторая группа источников, привлеченных нами к настоящему исследованию, широка и разнообразна. Очерченная историческим и культурным контекстом Франции сер. XVI в., она включает в себя сочинения, освещающие как биографию Нострадамуса, так и его творчество и также делится на три подгруппы. Первая подгруппа включает творения древних авторов - Тита Ливия, Овидия, Петрония Арбитра, Марка Манилия, Ямвлиха Халкидского, Платона, книгу Еноха, а также Библию. Служа источником идей, импульсом переосмысления понятий, "пересадки" их на современную почву, свойственного представителям Возрождения, эти источники позволяют в совершенно новом ракурсе взглянуть собственно на труды Нострадамуса, усмотреть преемственность между ними.

Ко второй подгруппе мы отнесли магические и философские сочинения деятелей позднего Возрождения, - как тех, которые также явно служили Нострадамусу источником идей и концепций, так и незнакомых ему, но необходимых для получения представления об общем натурфилософском и историко-культурном контексте эпохи и выявления объективных концептуальных параллелей с творчеством предсказателя. Здесь представлены источники разных видов, в первую очередь - трактат, а также поэзия и роман. Это в основном современные Нострадамусу сочинения: трактаты Ришара Русса, Петра Кринита (Пьетро Риччо), Джироламо Фракасторо, Парацельса, Пьетро Помпонацци, Джордано Бруно, поэзия Томмазо Кампанеллы и Меллена де Сен-Желе, роман Франсуа Рабле. Не всегда имея явные пересечения с жизнью и творчеством Нострадамуса, они тем не менее позволяют путем сравнительного анализа определить его место в современной ему эпохе.

Наконец, третья - весьма разнородная - подгруппа источников тесно связана с биографией Нострадамуса и полемикой вокруг его деятельности при жизни прорицателя: это дипломатические документы, свидетельства современников, панегирики и критические памфлеты. Она представлена источниками самых разных видов - поэзия, исторические трактаты (Жан де Нострдам, Сезара де Нотрдама), эссеистика (Лоран Видель и Антуан Куийяра), мемуаристика (Жан Геро, де Летуаль, ля Планш, Лякруа дю Мен, дю Вердье), а также дипломатическая переписка, поэзия (Скалигер, Пьер Ронсар).

Научная новизна исследования.

-Впервые в отечественной историографии исследуется место Нострадамуса и его трудов в контексте эпохи позднего Возрождения с учетом вновь опубликованных источников. Выбор темы исследования и вовлечение в научный оборот широкого круга исторических источников позволили получить выводы, имеющие элементы научной новизны.

-Диссертантом всесторонне изучены влияния, которые испытывало творчество Нострадамуса со стороны как его современников, так и более ранних авторов. Выявлен круг этих произведений.

-В диссертационной работе изучается роль натурфилософии и магии в общественной мысли Западной Европы XV-XVI вв. Отмечаются широкие масштабы этого натурфилософского пласта и сильное влияние его на развитие политической и научной мысли. Констатируется слабая изученность этого пласта как в отечественной, так и зарубежной историографии и необходимость его дальнейшего изучения для лучшего понимания эпохи позднего Ренессанса.

-Биография Мишеля Нострадамуса, одного из известнейших деятелей позднего Возрождения, представлена с позиций исторической достоверностью, в очищенном от позднейших легенд и мифов виде. Введение в научный оборот новых источников (в частности, переписки Нострадамуса) позволило определить политические, религиозные и научные взгляды Нострадамуса и степень их проявления в "Пророчествах".

-Пророческое наследие Нострадамуса также изучено с учетом вновь опубликованных источников, что позволило выдвинуть предположение о том, что "Пророчества" стали отражением в первую очередь современной Нострадамусу эпохи, и лишь во вторую - собственно будущего (в том виде, как его видел Нострадамус).

-Определено место фигуры и творчества Нострадамуса в контексте современной ему эпохи позднего Возрождения, определено общее и особенное в его творчестве.

-На примере Нострадамуса показана важность изучения источников, происходящих из магической среды Возрождения, их значимость для расширения исторической картины этой эпохи.

Апробация работы. Текст и основные выводы диссертации дважды обсуждались на заседании кафедры всеобщей истории РГГУ.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Структура диссертации соответствует цели и задачам исследования. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы и приложений.

Во введении сформулирована проблема, даны характеристики ее научной актуальности и историографической новизны, определены объект, предмет, цели и задачи исследования, подчеркнута новизна диссертации. Освещен комплекс использованных источников, раскрыты проблемы, связанные с их изучением, изложены методологические основы исследования.

В первой главе "Место магии и астрология в естественных науках эпохи позднего Возрождения" исследовано место магии, астрологии и других герметических наук в общем естественнонаучном контексте Ренессанса.

Проанализированы противоречия, которые несли открытия эпохи Возрождения на фоне социальных реалий. Возрождение являло собою переломный период в развитии человечества. Стремительные перемены во всех областях человеческого знания - географии, технике, астрономии - самым тесным образом переплелись со сдвигами в общественном сознании. Более того - эти сдвиги зачастую опережали развитие техники. Они также сопровождались многочисленными эксцессами и приводила зачастую к последствиям, прямо противоположным задачам, которые ставили перед собой гуманисты (например, религиозные войны, истребление индейцев Америки). Очевидно, что Возрождение отнюдь не сводилось к интеллектуальной или художественной революции, борьбе "старого" мировоззрения с "новым"; оно было насыщено также яркими надеждами и горькими разочарованиями.

Открытие Нового света, а затем и Тихого океана неизбежно повлекли за собою изменение сознания самых широких масс населения. Общество эволюционировало от объединения цехов и корпораций к сообществу, состоящему из индивидуумов, превращаясь, таким образом, в нацию. В эпоху Возрождения появляется новое социальное понятие - понятие личности. Эта тенденция достигла наивысшего проявления в XVI в. - период, который застал Нострадамус.

Исследована закономерность усиления позиций магии, астрологии и других герметических наук в общественной мысли. Новому обществу нужна была новая наука, новое мировоззрение. Возрождение несло с собой развитие науки - она вышла из узких рамок, где существовала ранее - монастырей и университетов - и пришла в королевские замки, светские салоны и торговые дома. И эта наука уже коренным образом отличалась от науки эпохи Средневековья. Деятели Возрождения часто привлекали к формированию своей новой идеологии - в той или иной форме - магическое мировосприятие. В 1506 г. немецкий герметист Иоганн Тритемий охарактеризовал магию как способность "воспринимать сущность вещей в свете природы и, используя скрытые силы духа, производить материальные вещи из невидимой вселенной".

Уточнены предмет и цели герметических наук в том виде, в каком они существовали в XVI в. Именно магия, в понимании натурфилософов Возрождения, позволяла человеку стать свободным; астрология, как часть магии, с ее системой уникальных, неповторимых гороскопов объективно способствовала "вычленению" индивидуума в отдельную личность со своими законами развития и позволяла даже "предсказывать" жизненные события. Вообще астрологии в магической системе знаний отведено одно из важнейших мест. Ибо астрология, подкрепленная духовностью магии, не только не фаталистична, - напротив, она помогает человеку освободиться от оков несвободы, в чем бы они ни выражались. Многие натурфилософы (Парацельс, Джордано Бруно, Пьетро Помпонацци, Томмазо Кампанелла) писали, что звезды не дают человеку ничего, чего он сам не согласен принять.

Изучены отношения магии и науки, а также магии и церкви. Магия и особенно астрология подвергала пересмотру роль Бога в человеческой судьбе. Кардано даже составил и опубликовал гороскоп Христа. Таким образом уходила почва из-под ног церкви. Удар по власти церкви в том же XVI в. нанесла и астрономия в лице Николая Коперника. Гелиоцентрическая система отныне помещала в центр мира Солнце, символизирующее королевскую, т.е. светскую власть. Символизм птолемеевой и коперниковской систем представляет различные модели политической организации, - прежнюю средневековую, децентрализованную, и абсолютную монархию, высокоцентрализованную. Так что в борьбе за создание образа нового мира наука и магия - по крайней мере, до определенного этапа, - действовали вместе. Следует признать правоту А.Х.Горфункеля, считавшего ошибочным именование магических элементов в системах натурфилософов Ренессанса "пережитками средневековья". Напротив, чаще всего эти элементы представляют собой именно "собственно ренессансные построения и концепции, совершенно чуждые средневековой схоластике, представлявшей собой с формальной точки зрения гораздо более строгую систему". В глазах Нострадамуса и его коллег-современников не было принципиальной разницы между астрологией и астрономией, между новой наукой и магией - обе они служили идее преобразования Земли, установлению гармонии природы и человека. Не случайно угасание Возрождения совпало с размежеванием магии и естественной науки. Более того - второе было неизбежным следствием первого. Даже у мыслителей эпохи Возрождения, отвергавших магию и астрологию, это неприятие очень редко было последовательным. К примеру, такой убежденный враг астрологии, как Пико делла Мирандола, интересовался магией и каббалистикой. Это отрицание не было категоричным; полемика с астрологами носила скорее интеллектуальный характер.

В заключении главы сделан вывод, что магия и астрология отнюдь не были чем-то чужеродным в системе естественнонаучных знаний Возрождения. Большинство ученых не только не чуждалось этих знаний, но и использовало их в своих изысканиях наряду с другими, собственно естественнонаучными. Имея глубокие корни в самой сути сдвигов, происходивших в общественном сознании, магия и астрология воспринимались учеными, художниками и философами Возрождения как важный элемент нового общества, строителями которого они полагали самих себя. Магические аспекты натурфилософии Возрождения заслуживают дальнейшего глубокого и всестороннего исследования в неразрывной связи со всем историческим контекстом.

Во второй главе - "Жизнь и творчество Мишеля Нострадамуса" - исследованы биография и творческое наследие Мишеля Нострадамуса.

В исследовании биографии Нострадамуса автор исходил из принципа исторической достоверности. Необходимо отметить, что жизнь Нострадамуса в значительной степени обросла легендами, часто не имеющими ничего общего с действительностью. Этот "уровень шума", естественно, усложняет верификацию биографии предсказателя.

Первая часть главы - "Этапы жизни и творчества" - посвящена хронологической канве жизни и творчества Нострадамуса. Рассмотрены история его жизни, сложные отношения с религиозными и светскими властями; отдельно изучены его связи с королевской семьей. Приведены сведения о семье Нострадамуса. Подробно рассматриваются все дошедшие до нас произведения предсказателя - от "Истолкования иероглифов Гораполлона" до "Пророчеств". Отмечен интерес Нострадамуса к античной культуре, а также Италии и произведениям итальянских гуманистов и их попыткам определить антропологическую специфику человека. Проведен культурологический и текстологический анализ "Альманахов" и "Пророчеств" и сделан вывод о близости "Пророчеств" к творениям поэтов "Плеяд". Согласно творческой концепции "Плеяд", язык причисляется к искусствам, а поэзия провозглашается высшей формой этого искусства. Поэты совершенствуют и очищают национальный язык, и для выполнения этой миссии им необходимо постоянно совершенствовать свое искусство, привлекая в качестве образцов для подражания лучшие образцы античной культуры. Общественная же роль поэта в концепции "Плеяд" далеко выходила за рамки привычных представлений. Поэт в этой системе становился значительным и важным членом общества, чье значение сравнимо с учеными и военными. Поэтическое творчество - тяжелый труд, осененный Божественным вдохновением. Поэт близок к Богу, он свободен и не должен подвергаться гонениям за свое творчество; напротив, сильные мира сего обязаны прислушиваться к его откровениям. Именно изменение социальной роли поэта, совершенное "Плеядами", сделало возможным появление книги Нострадамуса. Если ранее уделом поэта были в основном воспевание красот природы и любовная лирика, то в случае Нострадамуса поэт возвышает голос до уровня национального пророка, указывая обществу на опасности, которые его ожидают. В "Пророчествах" вслед за натурфилософией Ронсара в поэзию шагнула астрология и мистика вообще. Не случайно почти все участники "Плеяд" (Ронсар, Дора) сразу и безоговорочно приветствовали Нострадамуса: в их глазах появление национального поэта-пророка было прямым возрождением античных традиций, которого они так желали.

Во второй части главы - "Нострадамус-астролог" отдельно исследованы астрологические аспекты творчества Нострадамуса. Сделан вывод о низкой информативности астрологических пассажей в "Пророчествах", несмотря на их частоту. Освещены ошибки в индивидуальных гороскопах. Выявлены текстологические совпадения "Пророчеств" с сочинениями как современных Нострадамусу авторов, так и авторов античных. Нострадамус не придавал особого значения точным цифрам в вычислениях. Для него главными были не цифры, а "пророческий энтузиазм", в котором астрология играла лишь роль вспомогательную, своего рода мировоззренческую роль. Поэтому он сам не был уверен в своих расчетах, предпочитая списывать даты "судьбоносных" конфигураций (например, соединений Юпитера и Сатурна) у других авторов, попутно расцвечивая их стихами в зависимости от своего видения грядущих событий. В большинстве же случаев астрологические аллюзии в "Альманахах" и особенно в "Пророчествах" были призваны в первую очередь укрепить авторитет автора в глазах читателей. Нострадамус не был астрологом в строгом смысле этого слова.

В четвертом разделе второй главы - "Критики и апологеты Нострадамуса в Европе XVI в." - изучен общественный резонанс, который вызывали предсказания Нострадамуса в современной ему Франции и за ее пределами. Сделан вывод о том, что в первые годы после выхода "Пророчеств" в 1555 г. резонанс, вызванный ими, был, в общем, невелик, - гораздо большей популярностью пользовались "Альманахи". Интерес к "Пророчествам магистра Мишеля Нострадамуса" проснулся лишь после 1560 г., когда Франция на несколько десятилетий погрузилась в пучину религиозных войн. В то же время в 1550-1566 гг. Мишель Нострадамус, познал поистине всеевропейскую славу. Его альманахи проходили через руки дипломатов, коронованных особ, дворян и представителей третьего сословия. У него не было недостатка в клиентах, а его сочинения переводились на основные европейские языки и переиздавались за рубежом. В тоже время жизнь Нострадамуса была отнюдь не безоблачной. Питая тайную симпатию к гонимым кальвинистам и одновременно оставаясь в лоне католицизма, он не избежал резкой критики со всех сторон. Высочайшая популярность Нострадамуса как астролога и сочинителя предсказаний не оставляла равнодушными авторов в самых разных интеллектуальных слоях, по тем или иным причинам полагавших его шарлатаном, а его славу - незаслуженной.

Основные выводы второй главы гласят, что биография Нострадамуса вполне типична для образованного человека эпохи Возрождения. Он отдавал все свои силы тому, что считал делом своей жизни, - медицине и астрологии, в XVI в. неразрывно связанным между собой, но в первую очередь - пророческой деятельности. Постоянно обращаясь к именам авторитетных ученых Возрождения и античности, он таким образом подчеркивал свою близость к ним. В то же время отношения Нострадамуса с властью и церковью были отнюдь не безоблачными. Как и многие деятели Ренессанса, он не избежал подозрений в сношениях с дьяволом и симпатиях к протестантам. Однако объем критики был прямо пропорционален популярности его трудов, которая закрепилась во всех слоях общества - как во Франции, так и за ее границами. Испытывая безграничную веру в могущество астрологии, Нострадамус пренебрегал требуемыми ею сложными расчетами. Под маской ученого математика скрывался поэт, чей полет фантазии часто вступал в противоречие с истиной цифры. Астрология была для него более источником вдохновения, чем научной специальностью. Естественнонаучные воззрения и интересы Нострадамуса не выходили за рамки современных ему представлений. Его интересовали трактаты Галена и Гораполлона; он практиковал лечебное прижигание и фитотерапию, рассматривал возможности привлечения алхимии к медицинской практике; конкретные же результаты лечения "по Нострадамусу" - с точки зрения современной медицины - также были предсказуемы и не выходили из общего ряда.

Новаторство Нострадамуса проявилось в создании нового литературного жанра - политического пророчества, написанного в стихотворной форме. Этот жанр, с энтузиазмом принятый современниками, остался привлекательным и для последующих поколений.

Третья глава диссертации, "Пророчества" Мишеля Нострадамуса как произведение эпохи позднего Возрождения", посвящена выяснению места "Пророчеств" в контексте XVI в. Определены религиозные и социальные взгляды Нострадамуса, его мировоззренческая, философская позиция и ее типичность и специфичность для образованного человека XVI в.

Освещен состав личной библиотеки Нострадамуса, частично восстановленный Мишелем Шомара, доказано близкое знакомство предсказателя с античным наследием и важность гуманитарного знания в его жизни. Исследована его пророческая концепция в связи с его предшественниками - Платоном, Ямвлихом Халкидским, Петром Кринитом и Пьетро Помпонацци. Проанализированы экономические, политические, научно-технические, географические аспекты "Пророчеств", их тесная текстологическая связь с античными авторами (Юлий Обсеквенс, Тит Ливий, Петроний Арбитр). Особое внимание уделено проблеме взаимоотношения народа и власти, тирана и толпы в "Пророчествах", где усматривается определенное сходство с воззрениями мыслителя Жана Бодена (1530-1596). Пророческое творчество Мишеля Нострадамуса рассматривается в контексте связей его эсхатологических, астрологических, религиозных, естественнонаучных и провидческих представлений с трудами других авторов - как современников Нострадамуса, так и более ранних.

Определено религиозное мировоззрение Нострадамуса, его позиция в борьбе католиков и кальвинистов. Восстанавлены в историческом контексте малоизвестные эпизоды 1561-1562 гг. из жизни предсказателя, когда он, обвиненный в тайном протестантизме, вынужден был бежать от ярых сторонников католической веры. Проанализирована личная переписка Нострадамуса, в которой он высказывал сочувствие и поддержку гугенотам (чью веру он называл "учением истинного благочестия") и порицал папистов. Изучен блок его предсказаний на 1600-1609, в которых он предрек усиление католического террора, гонения на науку и приход первого Антихриста на папский престол. Изучение переписки Нострадамуса позволило сделать вывод, что по крайней мере с 1560 г. он не принадлежал к католической группировке, хотя доказательств тайного протестантизма предсказателя нет. Критический настрой Нострадамуса не выходил за пределы негативного отношения к современной ему политике папской власти, к преследованиям ею гугенотов, что наводит на мысль о гуманистической подоплеке позиции прорицателя; его симпатии к гонимым протестантам обусловлены стремлением к сближению христиан не на формальной, а общерелигиозной основе. Религиозная война представлялась ему раздором, ведущим к опасному ослаблению страны перед лицом третьей силы - ислама.

Нострадамус, поэт и прорицатель, был типичным деятелем эпохи Возрождения. Активно используя памятники античной культуры, он расширял и дополнял французский язык за счет введения новообразованных слов, имеющий латинский корень. В книгах античных авторов он видел источник неустаревающей мудрости, предупреждая в то же время об опасности возрождения язычества. Философские и мистические взгляды Нострадамуса во многом лежат в русле ренессансного неоплатонизма. Поэзия и пророчество неразделимы; поэт, черпающий вдохновение из Кастальского источника, сродни пророку, вдыхающему водяные испарения в Бранхидах. И тот, и другой одинаково нужны обществу, служа барометром его состояния и предупреждая о грядущих невзгодах. Астрология для Нострадамуса играла лишь вспомогательную роль; он привлекал конфигурации планет для придания большего веса своим словам. Религиозные и социальные взгляды Нострадамуса, просочившиеся в его личную переписку и в опубликованные труды, позволяют выявить отрицание тирании (в том числе и духовной) и определенную симпатию к протестантизму. Для Нострадамуса политическая и духовная тирания идут рука об руку; в то время как первая ("бесчеловечные тираны") озабочена удержанием власти ценой истребления всякого, кто возвышает голос в защиту свободы, вторая ("папистская гидра") дает теоретическое обоснование такому положению вещей, фактически покрывая государственный террор. Логичным следствием такого альянса в исторической перспективе Нострадамус видел восстановление языческих культов и возвращение времен Нерона. Нострадамус не был протестантом; но гонения за религиозные христианские убеждения были для него важным знаком, поворотным пунктом в мировой истории.

Нострадамус был патриотом своей страны. Глядя на разгорающиеся междоусобицы и возмущаясь в письмах преследованием протестантов, он выражал прежде всего интересы своей родной Франции - так, как он их понимал. Спасение же Франции он видел в распространении учености, в первую очередь - "настоящей" астрологии, которая позволяет человеку разумно планировать свою жизнь и жизнь государства. При этом сам Нострадамус, - больше поэт, чем математик, больше пророк, чем астролог, - не претендовал на роль создателя некоей герметической государственной доктрины, как впоследствии Бруно и Кампанелла. Свою задачу он видел в том, чтобы привлечь широкие массы читателей к коллективному созданию всехристианской "империи духа".

Нострадамус как поэт был безусловным новатором в литературе XVI в. В 1555 г., когда одна часть авторов была занята воспеванием красот женского тела и природы, заостряя внимание не на содержании, а на форме стиха, а вторая - изучением прошлого, Нострадамус обратил свой взор в будущее. Увидев в этом будущем непрерывные войны, заговоры, убийства, эпидемии и природные катаклизмы, он в стремлении предупредить своих сограждан развил жанр поэтического политического пророчества, практически отсутствовавший в современной ему Европе. Безусловно, будущее - такое, каким его видел магистр и доктор медицины Мишель Нострадамус, - было очень и очень далеко от гуманистического идеала. Настроения, вызванные кризисом гуманистического мировоззрения, были в целом свойственны искусству и общественной мысли второй половины XVI в. Однако "Пророчества" Нострадамуса обозначили этот кризис раньше других поэтических произведений.

Эти свойства позволяют поставить opus magnum Мишеля Нострадамуса - "Пророчества" - в один ряд с другими произведениями эпохи позднего Возрождения. Как и остальные памятники этого ряда, они достойны включения в источниковую базу позднего европейского Возрождения и заслуживают полного, глубокого изучения.

В заключении подведены итоги исследования:

-На основе источников и новейшей литературы воссоздана биография Нострадамуса. Критическая перепроверка позволила уточнить ряд спорных моментов его жизни.

-Были раскрыты различные аспекты его деятельности и творчества - не только как предсказателя, но и как врача, мастера речи, пусть и "темной", специфической, как полемиста и гуманиста - знатока античных авторов, алхимика.

-Выбран необычный аспект изучения "Пророчеств" Нострадамуса и показана новизна (хотя и не безусловное первооткрытие) избранного им жанра, насыщенного проекцией в будущее актуальных политических и религиозных проблем. Следует вновь подчеркнуть, что жанр политического пророчества уже существовал к тому времени в Европе (Парацельс, Лихтенбергер), новизна похода Нострадамуса проявилась в придании этому жанру поэтической формы.

-Деятельность Нострадамуса и его творчество освещены на фоне культуры позднего Возрождения в двух аспектах - прослежены античные, средневековые, ренессансные истоки взглядов Нострадамуса и проведены общее и специфическое сопоставление с другими его ближайшими предшественниками и современниками.

-Дан и проанализирован широкий спектр оценок Нострадамуса современниками и в последующие века, освещена новейшая историография по теме.

-На примере Нострадамуса сделан вывод о необходимости осмысления Ренессанса, эпохи Возрождения и творчества отдельных мыслителей той поры с учетом всего комплекса противоречий реальности, не обходя магические, герметические, "пророческие" работы.

XVI в. во Франции и во всей Европе был временем резкого - и противоречивого - изменения картины мира. Разрушение старой картины мира не сопровождалось на тот момент созданием новой. Старый мир должен погибнуть, - в этом сомнений не было; что возникнет на его обломках - вот вопрос, ответ на который искали натурфилософы Возрождения в своих исследованиях. Универсальность их подхода к изучению мира (как они его себе представляли) при слабости или полном отсутствии научно-технической базы и стала причиной амбивалентности созданных ими трудов. Парадоксы Возрождения, которые сейчас, в начале XXI столетия, кажутся вопиюще противоречивыми, для позднего Возрождения были естественными и следовали из самой цели позднеренессансной натурфилософии - создание всеобъемлющего философского и научного синтеза; вооруженный этой новой синтетической идеей, человек смог бы преобразовать Вселенную и создать мир, достойный себя как венца Творения.

В то же время творчество Нострадамуса со всей ясностью отразило кризис гуманистического мировоззрения XVI в. Раньше многих других осознав, что будущее разительно отличается от гуманистического идеала, он отразил этот кризис в своих "Пророчествах". Следует отметить, что драматизм восприятия будущего Нострадамусом характерен для новой фазы Ренессанса - позднего Возрождения. Интерес Нострадамуса в его "Пророчествах" сосредоточен на крупных структурах - монархиях, странах, церковных организациях, армиях. Отдельная личность интересует его лишь постольку, поскольку она может стать узурпатором, подняться из самых низов во главу армии, которая спасет страну и т.п. "Пророчества" пропитаны ощущением таких надвигающихся событий, с которыми не в силах справиться отдельный индивидуум. Нострадамусу это не по нраву, и он не устает показывать это читателю; однако он, по сути дела, лишь ограничивается констатацией этого факта. Такой трагический гуманизм весьма присущ искусству периода кризиса гуманистического мировоззрения.

Питая глубочайшее уважение к знаниям и учености, Нострадамус тем не менее не видел залог установления "Золотого века", "царства Сатурна" в одном лишь возрождении "правильной" латыни. Его "Пророчества" были написаны в соответствии с законами классического латинского стихосложения; он непрестанно ссылался на античных авторов (Петроний, Тит Ливий, Овидий и др.); однако эта форма не должна заслонять от нас содержание. Свободный полет фантазии, озарения, приоритет творчества над точными и формальными математическими расчетами, - все это ставит сочинения Нострадамуса в один ряд с трудами герметистов Возрождения, таких как Бруно и Кампанелла. Все вышесказанное позволяет считать "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса" памятником мысли периода позднего Возрождения, достойным дальнейших исследований.

Основные идеи диссертации опубликованы в следующих статьях:

Пензенский А.А. Нострадамус о России // Россия и современный мир. - М., 1984. - N 2. (0,8 а. л.)

Пензенский А. Судьба пророческого наследия Мишеля Нострадамуса во время Второй мировой войны // Зеркало истории. - М.: Изд-во РГГУ, 1995. (0,6 а. л.)