Опубликовано в сб. ЗЕРКАЛО ИСТОРИИ


 

Алексей Пензенский

СУДЬБА ПРОРОЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МИШЕЛЯ

НОСТРАДАМУСА ВО ВРЕМЯ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ

 

Мишель де Нотрдам (Нострадамус, 1503 - 1566), провансальский ученый еврейского

происхождения, оставил заметный след в мировой культуре. Как известно, Нострадамус,

подобно другим представителям эпохи Возрождения, имел разносторонние интересы. Он

был талантливым практикующим медиком, поэтом; занимался проблемами ирригации.

Однако современному читателю Мишель Нострадамус известен, в первую очередь, как

автор книги "Пророчества мэтра Мишеля Нострадамуса", которая стала плодом его

увлечения оккультными науками, прежде всего астрологией. Первое издание книги вышло

в свет в 1555 году, в окончательном виде она содержит около тысячи пророческих

рифмованных четверостиший (катренов) и два обширных прозаических предсказания.

 

Как утверждал сам Нострадамус, его пророчества распространяются на всю Европу, часть

Азии и Африки и охватывают период до 3797 года (однако последние исследования

показывают, что пророчества не простираются далее середины XXIII века).

 

Вот уже почти четыре с половиной века вокруг "Пророчеств..." не утихают ожесточенные

споры. Катрены написаны туманным и запутанным языком, что допускает различного

рода подтасовки и спекуляции: многие исследователи утверждают, что Нострадамус

действительно обладал пророческим даром и все его предсказания на удивление точны;

другие, напротив, считают, что Нострадамус был не более чем ловким шарлатаном и

верить его пророчествам нельзя ни в коем случае.

 

Верификация исторической точности пророчеств Нострадамуса не является задачей

данной статьи, в ней речь пойдет о малоизвестном эпизоде из истории второй мировой

войны, связанном с использованием спецслужбами некоторых воюющих стран

пророчеств Нострадамуса в пропагандистских целях. Нам предоставляется возможность

по-новому взглянуть на определенные аспекты всеобщей истории 1939 - 1945 годов, и,

что гораздо важнее, сделать выводы об эволюции сознания общества, живущего при

тоталитарном режиме.

 

Основным и наиболее полным источником для настоящего исследования является работа

британского автора Эллик Хоу "Астрология и психологическая война во время второй

мировой войны" (1) изданная в 1972 году в Лондоне. Эллик Хоу встречалась со многими

свидетелями событий, связанных с использованием текстов Нострадамуса

пропагандистскими отделами соответствующих ведомств Германии и Англии. Устные

воспоминания свидетелей, а также архивные документы составили основу ее книги.

Весьма ценны и воспоминания Вальтера Шелленберга (2), проливающие свет на работу

гестапо по деморализации французского населения во время военной кампании в мае -

июне 1940 года. С этой целью германскими спецслужбами был привлечен и авторитет

Нострадамуса, который во Франции традиционно велик.

 

Наконец, ряд важных замечаний о роли Нострадамуса в формировании общественного

сознания народов Европы принадлежит перу В. Завалишина, одного из первых русских

нострадамоведов. Перевод "Пророчеств...", выполненный Завалишиным, ниже всякой

критики, но для нас ценно то, что в предисловии (З) автор приводит несколько

неизвестных фактов о восприятии творчества Нострадамуса простыми людьми во время

второй мировой войны.

 

...В конце ноября 1939 года Магда Геббельс вбежала в кабинет к мужу с пожелтевшей

книжкой некоего Критцингера "Мистерии Солнца и Души" (4). Министр пропаганды

"третьего рейха" с изумлением прочел в ней, что согласно предсказаниям астролога

Нострадамуса, жившего в XVI веке, мир станет свидетелем самого значительного кризиса

Британской империи за всю историю ее существования и вызван он будет событиями в

Польше.

 

Так оно и было в тот момент. Разгром Польши и начало второй мировой войны привели

Британию к серьезнейшему кризису. Несмотря на относительное затишье на фронте (так

называемая странная война), мало кто сомневался, особенно в самой Германии, что

столкновение не за горами. Нацистская пропаганда под руководством доктора Геббельса

постоянно твердила, что этот кризис будет для англосаксов последним и что дни

"буржуазной плутократии" сочтены. Книга Критцингера пришлась как нельзя кстати.

Сам Геббельс совершенно не разделял интереса Гитлера, Гиммлера и Гесса к мистике

вообще и к астрологии в частности. Но свое дело рейхсминистра пропаганды он знал

хорошо, и уже 4 декабря перепуганный доктор Критцингер, тихий и порядочный человек,

сидел в рабочем кабинете Геббельса. Рейхсминистр напомнил доктору о книге и спросил,

нет ли у него "чего-нибудь еще". "Меня интересует будущее", - сказал Геббельс. Критцингер

объяснил, что сам он будущее не предсказывает, а книга явилась плодом его увлечения

писаниями древних пророков, в том числе и Нострадамуса. Трактовку пророчества на 1939

год он заимствовал из работы К.Лоога "Предсказания Нострадамуса", вышедшей раньше

(5).

 

"Ну, хорошо, - сказал Геббельс, - но, может быть, у Вас есть друзья-астрологи, которые

могут что-нибудь сказать относительно нынешней ситуации?" Критцингер вспомнил

нескольких знакомых астрологов, в частности, некоего Зенгера, предсказавшего, что

тогдашний премьер-министр Франции Э. Даладье в марте 1940 года уйдет в отставку. "На

основании чего он это предсказывает?" - удивился Геббельс. "На основании гороскопа

Даладье. Астрология может делать такие выводы", - ответил Критцингер. "Нет, это

слишком сложно. Мне нужен Нострадамус, - отрезал Геббельс. - Может, Вы сумеете

выполнить эту работу для меня?" Критцингер сослался на недостаток опыта в астрологии

и посоветовал обратиться к Лоогу. У Лоога действительно была объемистая рукопись

полного перевода катренов Нострадамуса на немецкий язык и комментариев к ним.

Однако она носила чисто академический характер и Геббельса не удовлетворила. Тогда

Критцингер вспомнил о Карле Крафте, который, как ему было известно, также увлекался

пророчествами Нострадамуса. Позднее доктор Критцингер жалел, что порекомендовал

Крафта Геббельсу, считая, что тем самым подписал астрологу смертный приговор (6).

После встречи с Критцингером Геббельс обратился в ведомство Гиммлера. Оказалось, что

Крафта там очень хорошо знают. Карл Эрнст Крафт получил образование статистика и

имел доступ к архивам статистического управления Швейцарии, которым пользовался при

разработке своих астрологических концепций. Теории Крафта были очень популярны в

кругах европейских астрологов. Ему, в частности, принадлежит приоритет в установлении

ряда правил астрологической совместимости, которыми астрологи пользуются до сих пор,

в том числе и в России. Помимо этого Крафт изучал астрологическую наследственность и

так называемую космотипию, а также статистику астрологии. До войны он читал лекции в

Берлинском биорадиологическом институте.

 

Карл Крафт симпатизировал германскому фашизму и его вождям. В октябре 1939 года

Крафт направил Гитлеру письмо, в котором предупреждал, что в период с 7 по 10 ноября

1939 года жизни фюрера будет угрожать опасность. Естественно, письмо не дошло до

адресата, а кочевало из отдела в отдел имперской канцелярии. Действительно, 8 ноября

1939 года в Мюнхене на Гитлера было совершено покушение. Германского диктатора

спасло только то, что он покинул пивную "Бюргербрау" за несколько минут до взрыва

заложенной там бомбы. Семь человек погибли, а шестьдесят три - получили ранения.

Любая инициатива в тоталитарном государстве наказуема, и Крафт был вынужден

провести несколько не очень приятных дней в гестапо по подозрению в причастности к

покушению. Однако Крафту удалось доказать свое алиби. Он был выпущен из тюрьмы без

какого-либо ущерба для своей репутации.

 

Геббельс через своих сотрудников вышел на Крафта и предложил ему возглавить большой

пропагандистский проект. Речь шла о публикации "Пророчеств..." Нострадамуса с

комментариями Крафта. Конечно, Крафт с радостью согласился, так как для любого

астролога комментировать Нострадамуса считается делом необычайно престижным. Он с

воодушевлением принялся за работу, и очень скоро рукопись объемом 200 страниц была

готова.

 

Параллельно с подготовкой комментариев Крафт консультировал Гиммлера и

Шелленберга, готовивших тексты листовок, которые должны были разбрасываться с

самолетов над территорией Франции во время планировавшейся кампании. Как известно,

имя Нострадамуса во Франции всегда пользовалось большим авторитетом, который и

предполагалось обратить на пользу рейху. Вот что пишет В. Шелленберг в своих

"Мемуарах": "Примером того, как мы смогли направлять в нужном для нас направлении

поток беженцев в северной Франции, а несколько позднее в районе Парижа, является

изготовленная нами невзрачная с виду брошюра, содержащая мрачные прорицания

средневекового астролога Нострадамуса, эта брошюра распространялась среди

французского населения через наших агентов по радио и забрасывалась с самолетов. Мы

выбрали те цитаты, в которых Нострадамус предсказывал появление <машин, изрыгающих

дым и огонь>, которые с грохотом будут пролетать над городами, неся ужас и уничтожение

людям. От себя мы добавили <пророчество> о том, что только юг и юго-восток Франции

спасутся от этих бедствий. После этого охваченные паникой массы беженцев двинулись в

подсказанном нами направлении. Тем самым немецкие войска получили желаемую

свободу продвижения, тогда как коммуникации французской армии были парализованы"

(7).

Такие пророчества у Нострадамуса действительно есть. Без сомнения, Шелленберг имеет в

виду катрены 34-й VI центурии и 7-й III центурии:

Машина летающего огня

Прибудет тревожить великого вождя осажденных.

Внутри будет такое восстание,

Что покинутые впадут в отчаяние.

 

Беженцы, пикирующий с неба огонь,

Близкий конфликт дерущихся воронов.

С земли кричат о подмоге, небесной помощи,

Когда сражающиеся будут у стен.

В том же 1940 году Крафт отредактировал (или даже переписал заново) книгу

неизвестного автора о пророчествах Нострадамуса, якобы указывающих на неизбежную

победу "третьего рейха". Она была издана на нескольких языках и распространялась

повсюду - не только в Европе, но и в Новом свете, и даже на Ближнем Востоке.

В декабре 1940 года наконец была опубликована книга Нострадамуса с комментариями

Крафта - факсимильное издание типографии Риго 1568 года. Однако с комментариями

вышла осечка. Ножницы цензора оставили от 200 страниц всего 30 страничек ин-октаво.

Изуродованное исследование, превращенное в пронацистский памфлет, помещалось в

карманчике, подклеенном к обложке. В этой брошюре, как и в упомянутых книгах, были

опубликованы "злободневные" трактовки избранных катренов Нострадамуса. В их числе

был и 94-й катрен V центурии:

Включены в состав великой Германии

Брабант и Фландрия, Гент, Брюгге и Булонь.

Ложное перемирие. Великий герцог Армении

Атакует Вену и Кельн.

Современные апологеты Нострадамуса считают этот катрен одним из самых удачных.

Действительно, в XVI веке не было понятия "великая Германия", да и все территории,

указанные в предсказании, и так находились в составе Священной Римской империи

германского народа. Таким образом, здесь можно увидеть косвенное указание на распад

этой империи и попытку в дальнейшем воссоздать ее. К 1941 году все эти земли были

либо оккупированы, либо аннексированы Германией. Слова "ложное перемирие"

связывают с Мюнхенским соглашением 1938 года или с пактом о ненападении между

СССР и "третьим рейхом" 1939 года. Великий армянский герцог - конечно, Сталин,

говорят комментаторы: ведь во времена Нострадамуса Арменией именовалось все

Закавказье. Вена была взята штурмом советской армией в апреле 1945 года, а под Кельном,

утверждают комментаторы, Нострадамус подразумевал Кёльн-на-Шпрее, старейший район

Берлина.

 

Неизвестно, как сам Крафт воспринимал это предсказание. Однако в своей книге он пошел

на, так сказать, военную хитрость, а выражаясь языком научным, - фальсификацию. Он

изменил в слове "Армения" всего одну букву, и получился Арминий, легендарный

древнегерманский полководец. Все стало на свои места.

 

Другой катрен, использованный Крафтом, также весьма примечателен. Именно о нем шла

речь в книге Критцингера. Это 57-й катрен III центурии:

 

Увидят, как семь раз переменится британский народ,

Окрашенный кровью на 290-м году.

Франция - вовсе нет при германской поддержке.

Овен сомневается в своем бастарнийском полюсе.

 

Комментаторы считают, что срок в 290 лет надо отсчитывать от 1649 года, когда был

казнен Карл 1 и произошло "первое кровопролитие"; в этом случае мы получим как раз

1939 год. Однако это предсказание все же слишком туманно. Так, область, именуемая здесь

древним топонимом "Бастарния", включает в себя и Польшу, и Литву, и Украину. Овен,

согласно астрологической традиции со времен Клавдия Птолемея, управляет Англией,

Германией, Польшей, Австрией, Сирией и Палестиной. В общем, и при учете всех

возможных трактовок истолковать предсказание практически невозможно.

 

...Крафт, естественно, был удручен усечением его комментариев. К тому же книга вышла

тиражом всего 299 экземпляров. И чтобы хоть как-то довести весь накопленный им

материал до заинтересованных лиц, он сделал довольно рискованный шаг. В 1940 году

Крафт начал выпускать самиздатовский 16-страничный журнал "Нострадамур" и выпустил

фототипическим способом два номера общим тиражом 1100 экземпляров. Таким же

способом он размножал карточки с трактовками катренов Нострадамуса (по одному

катрену на карточку). Почерк у Крафта был каллиграфический, так что потребности в

наборе не возникало. В отличие от листовок и памфлетов содержание этих полулегальных

публикаций было строго научным.

 

Некоторое время Крафт жил свободно, читая лекции о Нострадамусе и распродавая

жалкий тираж "Пророчеств..." по 30 рейхсмарок за штуку. Однако тучи над его головой

сгущались. Астрологам в Германии запретили предсказывать будущее и закрыли почти все

астрологические журналы. Также запрещалась публикация всего, что так или иначе было

связано с пророчествами Нострадамуса. В конце 1940 года в Берлине создается так называемое Метафизическое общество под председательством отставного полковника Конрада Шуппе. Общество собирало адреса и

имена лиц, интересовавшихся творчеством Нострадамуса. Это была явно провокационная

организация, перед которой стояла задача "прощупать" и взять на заметку всех любителей

пророчеств.

 

Крафт, все прекрасно понимая, считал, что для него, хорошего знакомого Гесса и

Шелленберга, нет никакой опасности. Но 10 мая 1941 года произошла катастрофа.

Заместитель Гитлера по НСДАП Рудольф Гесс бежал на самолете в Англию. Из всех

руководителей Германии Гесс, наравне с Гиммлером, наиболее активно занимался

астрологией, и в западной историографии существует достаточно обоснованная версия,

что увлечение этой наукой стало не последней - если не главной - причиной столь

решительного шага. К такому же выводу пришел и Вальтер Шелленберг, расследовавший

"дело Гесса":

 

"...по данным разведки, было установлено, что Гесс поддерживал прочные связи с

астрологами... и что полет его был совершен в соответствии с расчетами астрологов.

После этого массовые аресты, проводившиеся Мюллером, захватили и этих людей...

Англичане разрешили переписку в ограниченных масштабах... Гесс постоянно цитировал

высказывания древних прорицателей и предсказания провидцев, таких как Нострадамус...

При этом он ссылался на ранее составленные гороскопы, предсказания которых

подтверждают, по его мнению, его личная судьба, судьба его семьи и всей Германии" (8).

 

Под тем предлогом, что астрологи заморочили Гессу голову, на германских звездочетов

обрушились жесточайшие репрессии. Их арестовывали, сажали в тюрьмы и концлагеря,

пытали и расстреливали. То же самое происходило и на оккупированных территориях.

Так, был замучен в гестапо известный чешский астролог Ян Кефер (его книга

"Практическая астрология" недавно вышла на русском языке) (9). Не избежал этой участи и

Крафт. В конце июня 1941 года он был арестован, обвинен в пособничестве врагу и

брошен в концентрационный лагерь. В 1945 году Крафт погиб в Бухенвальде при

невыясненных обстоятельствах. Примечательно, что с 1941 по 1945 год его несколько раз

выпускали на свободу для астрологических консультаций нацистской верхушки.

 

Изучение обстоятельств "дела Крафта" позволяет сделать ряд важных выводов о печальной

участи общественного сознания в странах с крайне тоталитарными режимами. Под

жесткой диктатурой общественное мнение как независимый и свободный фактор

существовать не может. Это понятно, так как аппарат тоталитарного государства

стремится установить абсолютный контроль как над обществом, так и над общественным

сознанием. Разумеется, такие попытки в той или иной форме предпринимаются во всех

государствах. но только тоталитарный режим доводит вмешательство в информационное

поле нации до высшей степени, как это произошло в нацистской Германии, СССР и

некоторых других странах.

 

Любой ученый, искренне пытающийся установить истину, неизбежно будет сталкиваться

с тоталитарным аппаратом. Ибо диктатуре его исследования нужны лишь до тех пор, пока

они служат се интересам. А интересы, как правило, меняются. Это также видно на

примере Карла Крафта. Гиммлеру и Геббельсу не нужна была истина; им нужен был

материал для пропаганды. Франция проиграла войну, на очереди стояла Россия, где, как

известно, Нострадамуса не читали. Крафт выполнил свою задачу и должен был исчезнуть.

С другой стороны, можно понять, что слабость тоталитарного государства - в его

информационной самоизоляции. На любую пропаганду можно ответить

контрпропагандой. При диктатуре не существует независимого общественного сознания, в

то же время при определенных условиях любой тоталитарный режим может оказаться

колоссом на глиняных ногах.

 

Проблема общественного сознания в тоталитарных странах крайне размыта. По листовкам

и памфлетам мы не можем судить о том, как относилось население Германии к

пророчествам Нострадамуса в ту эпоху. Мы не можем даже установить, верили ли сами

составители этих изданий в пророческие катрены.

 

Итак, не один тоталитарный режим подавляет общественное мнение. Каким бы ни было

это мнение, оно подлежит подавлению и замене пропагандистскими штампами. "Все, как

один", "Государство - это Я, общественное мнение - это Мы" - под такими лозунгами

происходит развращение нации, которую отучают от мышления -главного отличия

человека от животного. "Мыслетерапия" как неотъемлемая часть идеологической машины

тоталитарного "государства-массы" описана в романах Е. Замятие "Мы", Дж. Оруэлла

"1984", К. Бойе "Каллокаин", Р. Брэдбери "451 по Фаренгейту" и многих других.

Наконец, на примере пропагандистских спекуляций вокруг "Пророчеств мэтра Мишеля

Нострадамуса" видно, что диктатура не остановится ни перед какой ложью для

достижения своих сиюминутных целей, - так как всегда есть возможность перекрыть

источник информации (например, изъятие книг из библиотек - вспомним Министерство

правды у того же Оруэлла).

 

Трагедия Карла Крафта - это трагедия ученого, поступившего на службу к своим заклятым

врагам, палачам общественного сознания.

 

Достоин внимания и тот факт, что, запретив астрологию, нацистские вожди продолжали

консультироваться у звездочетов. Себе они это разрешали. Как сообщает русский астролог

С. Вронский, ему в 1970-х годах приходилось давать астрологические консультации

кремлевскому руководству по ряду вопросов (10). Параллель с Германией напрашивается

сама собой - ведь и в СССР астрология находилась под запретом.

 

В оккупированных Германией странах любые неофициальные, непропагандистские

публикации о Нострадамусе были также запрещены. Так, власти вишистской Франции

наложили запрет на издание трудов независимых нострадамоведов Фонбрюна и Рюира

(11). Даже в нейтральной Швейцарии публикация литературы подобного рода

наталкивалась на препоны цензуры. В 1940 году в Женеве вышло репринтное

воспроизведение руанского издания "Пророчеств..." 1649 года (12). "Пророчества..." не

сопровождались комментариями и даже не были переведены на современный

французский язык! В таком виде книга представляла интерес разве что для узких

специалистов. На последней странице была помещена ремарка издателя, в которой

говорилось: "Нам не удалось получить необходимого разрешения ни на публикацию

комментариев, ни на перевод на современный французский язык". Германские власти, по

сообщению Эллик Хоу, приложили немало усилий, чтобы издатель не получил такого

разрешения (11). Очевидно, дело не в том, что нацисты не хотели позволить швейцарцам

читать аннотированного Нострадамуса; просто велика была вероятность проникновения

книги из нейтральной Швейцарии в Германию или во Францию.

 

Британские власти серьезно отнеслись к использованию германскими спецслужбами

пророчеств Нострадамуса. Была выделена большая сумма на контрпропагандистский

проект. Его возглавил также астролог, эмигрант из Германии Луи де Воль (Людвиг фон

Воль), которому специально был присвоен офицерский чин.

 

Де Воль подготовил листовки и памфлеты на манер германских. Некоторые из них даже

имели поддельные выходные данные, свидетельствовавшие о том, что они якобы

напечатаны в Германии. Эти издания распространялись в "третьем рейхе" и в

оккупированной Европе. Де Воль также занимался фальсификациями и подтасовками,

сочиняя от имени Нострадамуса невиданные пророчества скорого падения Германской

империи. Однако он использовал и подлинные катрены, - в первую очередь, так

называемые катрены Гистера, которые действительно принадлежат перу самого

Нострадамуса. Вот один из них, помещенный под номером 24 во II центурии:

 

Звери, дикие от голода, поплывут через реки.

Большая часть лагеря будет против Гистера.

В железную клетку посадят великого,

Когда Рейн обратит внимание на дитя Германии.

 

Легенда гласит, что Гитлер очень испугался, прочитав это предсказание, и до самого конца

войны боялся, что в случае его пленения победители будут возить его по миру в железной

клетке на потеху публике (13).

 

Представляется занятным, что неутомимые апологеты Нострадамуса уже в наши дни

нашли у Нострадамуса пророчество, указывающее, по их мнению, на "дело Крафта". Это

36-й катрен II центурии:

 

Письмена великого Пророка будут взяты

И попадут в руки тирана.

Он станет обманывать своего короля,

Но это хищение скоро его смутит.

 

Отголоски общественного восприятия творчества Нострадамуса в оккупированных

странах находим в статье В. Завалишина: "Мы знаем, что Нострадамус приобретал

исключительную популярность среди жертв тоталитарных режимов: фрагменты

<Центурий> в устной передаче производили неизгладимое впечатление в еврейских гетто

времен Гитлера и в нацистских концлагерях. Недаром о Нострадамусе слагались легенды,

что он встает из гро6а и смешивается с толпой ведомых на расстрел евреев с Давидовыми

звездами на спинах. Нострадамуса узнают по тому, что его не берут ни пуля, ни граната.

Все падают, а он остается невредим и грозит палачам отмщением" (14). Эти волнующие

строки, - пожалуй, единственное свидетельство подобного рода.

Сам факт незримого участия Нострадамуса, жившего в XVI веке, в мировой войне XX века,

безусловно, примечателен. Это свидетельствует о значительном авторитете, который его

пророчества имели в глазах европейского общества середины XX века. Развитие

нострадамоведения в те времена обусловило послевоенный взлет популярности "письмен

великого Пророка". Вот что сообщает по этому поводу В. Завалишин: "Джеймс Лавер...

вспоминает, что он понял, кто такой Нострадамус, когда стал читать его <Центурии> в

глубоком подвале, пережидая массированный налет нацистских самолетов на Лондон в

самом начале войны... И я полагаю, что большая часть почитателей Нострадамуса - а их на

свете десятки тысяч - заново открыла <Центурии>... именно в грозовой обстановке" (15).

Вот именно.

1. Holve Е. Astrology and Psychological Warfare during World War II. London, 1972.

2. См.: Шелленберг В. Мемуары. М., 1991.

3. См.: Нострадамус. Центурии / Вступ. ст. В. Завалишина. Краснодар, 1992. С. 5-14.

4. Kritzinger Н. Mysterien von Sonne und Seele. Pfullingen, 1922.

5. Loog C. Die Weissagungen de Nostradamus. Pfullingen, 1921.

6.См.: Ноше E. Op. cit. P. 112 - 113.

7. Шелленберг В. Указ. соч. С. 94.

8. Там же. С. 143-144.

9. Кефер Я. Практическая астрология, или Искусство противостояния судьбе: В 3 т.

М., 1991.

10. См.: Астрология вчера и сегодня // Гермес: Альманах по истории тайных наук. [М.,

1991]. С. 24.

11. См.: Ноше Е. Op. cit. P. 138.

12. Les Vrayes centuries de M. Nostradamus. Geneve, 1940.

13. cм.: Берзин Э.О. Нострадамус и его предсказания. М., 1992. С. 179. 14.

Нострадамус. Центурии... С. 10. 15. Там же. С. 11.


013644