АЛЕКСЕЙ ПЕНЗЕНСКИЙ

НОСТРАДАМУС И ПАДАЮЩИЕ ЗВЕЗДЫ АМЕРИКИ

Его пророческая книга вновь возглавляет список бестселлеров. Одуревшие от страха и ужаса американцы ищут в ней - уже в который раз! - ответов на вопросы о текущей ситуации. А не найдя - придумывают их. В СМИ постоянно перепечатывается пророчество, якобы вышедшее из-под пера Нострадамуса:

В городе Бога будет большой гром.
Два брата будут разорваны в клочья, в то время как крепость выстоит.
Великий правитель не устоит.
Третья большая война начнется, когда большой город горит.

"Город Бога" - разумеется, Нью-Йорк, какой же еще (хотя, например, в этом городе поселился герой Аль Пачино из "Адвоката дьявола". "Два брата" - башни ЦВТ. "Крепость" - Пентагон, поврежденный, но не поверженный. "Великий правитель" - нынешний президент США. Последняя строка говорит сама за себя.

Какая блестящая стилизация под Нострадамуса, какая удачная и убедительная имитация его языка! И какой удачный пропагандистский трюк, явно подготовленный там же, где и пилоты-смертники... Цель его - паника, мне сразу вспомнились листовки с поддельными предсказаниями Нострадамуса о торжестве Третьего Рейха, которые гитлеровцы разбрасывали над Францией.

Так вот, Нострадамус этого не писал. Ограничимся этим утверждением, оставляя за границами статьи вопрос, можно ли вообще верить его пророчествам или, точнее, стоит ли обращаться к ним в поисках предсказаний конкретных событий.

Однако информационная провокация может быть более тонкой:

Центурия I, четверостишие 87 (перевод с английского текста, циркулирующего в Интернете):

Огонь, сотрясающий землю от центра земли,
Заставит трепетать башни Нового города.
Две башни станут причиной войны на долгие годы,
И после Аретуза окрасит свои волны в красный цвет.

На самом деле адекватный перевод выглядит так:

Огонь, вытряхнутый из центра земли,
Заставит дрожать [землю] вокруг нового города.
Двое великих будут долго сражаться со скалами,
Затем новая река заставит Аретузу покраснеть.

Faire la guerre au rochers (сражаться со скалами) - старая французская идиома, означающая бессмысленную борьбу; в современном русском и французском языках ей соответствует выражение "сражаться с ветряными мельницами". В древнегреческой мифологии Аретуза - нимфа, которую полюбил Алфей, превратившийся для ее преследования в реку в Пелопоннесе. Аретуза взмолилась о помощи к Артемиде и была превращена ею в ручей в Сиракузах в Сицилии, с которым влюблённый Алфей соединил свои воды. Течение этой реки проходит под морскими волнами. Нептун (бог моря), прозванный римлянами Ennosigaeus ("Колебатель земли"), покровительствовал вулканической активности. Нострадамус предсказывает извержение вулкана и землетрясение близ "нового города", скорее всего Везувия близ Неаполя (лат. Neapolis, "новый город"). "Огонь, вытряхнутый из центра земли" - не редкость при сильных землетрясениях, когда из разломов земной коры вырывается магма. В общем и целом, в пророчестве идет речь о столь любимых Нострадамусом продигиях (природных явлениях, служащих предзнаменованиями политических и военных пертурбаций), которые в данном случае предвещают бессмысленную войну; этот катрен можно приложить к десяткам событий мировой истории.

Еще одно "доказательство" (центурия VI, четверостишие 97):

На 45 градусе широты небо вспыхнет,
Огонь приблизится к большому новому городу: В одно мгновение великое пламя распространится,
Когда захотят испытать Норманнов.

Перевод здесь правильный, вопрос лишь в толковании. Кто такие Норманны в данном контексте - неясно. Самолеты - не огонь; Нью-Йорк находится не совсем на 45 градусе сев. широты - скорее речь идет о Неаполе с вулканом Везувий по соседству.

Наконец, в очередной раз пересмотрено широко известное пророчество о 1999 годе (Центурия X, четверостишие 72):

В девятом месяце года нового тысячелетия

С неба придет великий царь Ужаса...

Однако полный правильный перевод катрена гласит:

[В] седьмом месяце 1999 года
Великий небесный царь-искупитель (или устрашитель)
Воскресит великого правителя Анголмуа,
Который до и после Марса [будет] править счастливо.

Трудно воздержаться от язвительных комментариев в адрес некритично настроенной публики, но мы воздержимся. У страха глаза велики, а особенно велики они в данном случае, если учесть тысячи безвинных жертв, полную неясность будущего и общий апокалипсический настрой.

Нострадамус написал много пророчеств о катастрофах, но в большинстве случаев эти тексты носят слишком общий характер. Многолетние исследования его наследия позволяют утверждать, что он вовсе не ставил перед собой оставить собрание детальных пророчеств о будущих событиях - его интересовала эволюция человеческой массы, а конкретные события оставались на периферии его внимания.

В общем, следует четко сознавать, что происходящее - не конец света и даже не начало третьей мировой войны. Все, кто, ссылаясь на авторитет Нострадамуса, утверждают обратное, как сказал бы Джонатан Свифт, говорят то, чего нет. Делают они это разных соображений - провокационных, либо бездумно повторяют то, что услышали, либо страстно желают обрести уверенность в том, что будущее предсказуемо во всех деталях. Но на Востоке говорят: "если ты очень ждешь своего друга, не принимай стук собственного сердца за цокот копыт его коня". Будущее творится нами сегодня, - всей совокупностью наших действий и помыслов. Мы сами заслуживаем свою участь, и желание заглянуть за край времени сродни стремлению выучить язык, не утруждая себя зубрежкой. Когда же люди поймут, что все - в их руках?

***

На примере поддельного "пророчества о башнях-близнецах" отчетливо видно, что книга Нострадамуса остается в фокусе внимания общественного мнения, а авторитет ее автора продолжает находиться на высоком уровне. В то же время авторитет этот весьма уязвим и продолжает использоваться в узких, сиюминутных политических целях. Автор настоящей статьи содержит в Интернете сайт Nostradamiana, посвященный Нострадамусу и его пророчествам. После трагических событий 11 сентября им были получены сотни писем со всего мира, прежде всего - от американцев. Дело в том, что в Интернете появились сообщения о пророчествах Нострадамуса, в которых он якобы предсказал террористическую атаку против США и третью мировую войну, которая за ними последует. Это пророчество ввергло моих корреспондентов буквально в панику, и они - вопреки сообщениям СМИ о высоком боевом и моральном духе американцев - спрашивали, стоит ли им бежать куда-нибудь в Австралию или грядущий ядерный кошмар настигнет их и там. Некоторые корреспонденты со всем серьезностью просили автора отправить им тексты пророчеств Нострадамуса для США на ближайшие годы, - желательно с указанием месяцев грядущих событий. Все это говорит о том, что подавляющая масса читателей плохо представляет себе, что такое пророчества Нострадамуса и чего от них можно ожидать, а чего - нет, а также о том, что для фальсификаторов в связи с этим остается весьма широкий простор.

Потратив более десятка лет на изучение пророчеств Нострадамуса, я со всей ответственностью заявляю, что листать их в поисках ответа на вопрос "а что будет с Россией (США, Францией, Ботсваной, Кооперативной Республикой Гайаной) в тыща-таком-то году" - пустая трата времени. И дело вовсе не в том, что Нострадамус был шарлатаном; шарлатан - человек, который занимается сознательным обманом, сам не веря в то, что делает; Нострадамус был не из их числа. Все неизмеримо сложнее и глубже. Наш герой жил в XVI веке, в Европе, весьма далекой от своего нынешнего состояния. Тогда пресловутый западный прагматизм еще не вошел в поговорку, уничтожение славян не называли "гуманитарной акцией", а поддержку бандитов - "уборкой урожая". На людей, которые творили добро бесплатно, не смотрели как на сумасшедших, а проповедовавших всемирное (точнее - всехристианское) братство спецслужбы (которых, к слову сказать, тогда почти и не было) не брали на карандаш как коммунистов. Разумеется, пылали костры Инквизиции (впрочем, немецкие лютеране, указавшие инквизиторам на дверь, быстро вошли во вкус и за 20 лет сожгли народу больше, чем Инквизиция за всю историю своего существования), войны бушевали в самом сердце Европы (фронты то и дело проходили у стен столиц), а европейская медицина и санитария сильно отставала от восточной - со всеми вытекающими невеселыми для простых обывателей последствиями.

Дверь в дом Нострадамуса с постоянством, достойным лучшего применения, вышибали крестьяне-католики, подозревавшие его хозяина в тайном кальвинизме, и вовсе не потому, что он был астрологом - просто "шибко грамотная была", по их мнению. Приглашенный ко двору короля и обласканный королевской четой, доктор вынужден был бежать из Парижа от полиции - вероятно, из-за своего южного происхождения, причем деньги пришлось брать в долг у купца-земляка - королевская ласка ко многому обязывала, но не открывала неограниченный кредит.

Так сильно ошибется тот, кто думает, что Нострадамуса могли занимать какие-то конкретные небоскребы и усамы бенладены или кто у нас там назначен главным извергом рода человеческого на данный момент. "До каких пор мне, образованному человеку, ученому, мирному, лояльному к власти светской и духовной, будут продолжать мешать заниматься своим делом!?" - вот что думал бедный доктор, в очередной раз спасаясь бегством от объективных исторических реалий. Его книга - это крик души интеллектуала, удрученного страстью человека к разрушению и убийству. Ученый Возрождения отдавал душу и тело созиданию, поиску гармонии Бога и Человека - но тут приходили крестьяне с батогами под водительством проповедников и под его окнами сцеплялись с королевской пехотой на предмет выяснения, чей бог - действительно бог, а чей - не бог, а наоборот. Под занавес высаживались испанцы или турки и мирили противников, ибо перед лицом смерти равны все. Естественно, у крестьян, проповедников, испанцев и пехоты были свои, вполне объективные причины так поступать. Но беда в том, что Нострадамус не читал даже Макиавелли, а тем более Маркса и современных политологов, которые как дважды два доказали, что все не случайно, и что реки народной крови и образуют океан мировой истории. Во всех этих событиях он видел Божий гнев, и поиск политической свободы виделся ему опасным соблазном, приводящим к еще большему порабощению. "Пророчества магистра Мишеля Нострадамуса" - страшное, мрачное предупреждение человечеству, гласящее: "будущее - ужасно; свобода - химера; буйство стихии - ничто перед страстью человека к разрушению и, боюсь, даже столетия этого не изменят". И что нам искать какие-то даты и цифры а, не найдя их, отмахиваться от беспощадных столбиков его нумерованных четверостиший? Ведь то, что мы до сих пор читаем его и воспринимаем всерьез, говорит же, наверное, о том, что в главном - в главном, а не в появлении в 1999 году второго Франциска I - он оказался прав. "Области, города, селения, царства и провинции, которые сойдут со своих изначальных путей, чтобы стать свободными, поработят себя еще сильнее, и втайне будут рассержены своей "свободой". И, потеряв совершенную религию, они начнут избивать левых, чтобы вернуться направо. (Послание, 27)" - разве это не гениальная в своей краткости формула истории России в 20 веке? А "Великий князь Армении", "атакующий Вену и Кельн" (катрен V-94), не напоминает лишний раз о том, как тесен наш мир, где корсиканец Наполеон терпит поражение под Москвой, австриец Гитлер высаживается в Африке, а американец - в горах Афганистана?
Оставьте Нострадамуса в покое. Не превращайте его в подпевалу CNN, клеймящего, в зависимости от конъюнктуры, то Сталина, то Гитлера, то имама, то Саддама. Сам он писал, что наставляем Святым Духом, а, как грубовато по другому поводу заметил Лютер, "Святой Дух - не дурак".

006451